Изображение: Unsplash, @tchompalov | Лицензия: Free pic
Несмотря на то, что доля электромобилей на общемировом автомобильном рынке пока невелика, именно этот сегмент рассматривается ведущими производителями как ключевой для будущего роста. Инвестиции и инновации в этой области стремительно наращиваются, формируя новую реальность для транспорта.
1. География производства: где создают электрокары?
Лидерство в производстве и внедрении электромобилей традиционно удерживают три крупнейших региона: Северная Америка, Китай и Европа.
- Китай демонстрирует впечатляющие масштабы. Над развитием отрасли работают как государственные, так и частные компании, включая BYD Auto Co и Beijing Electric Vehicle (BJEV). Примечательно, что 70% компаний из мировой десятки лидеров рынка — китайские.
- США представлены такими гигантами, как General Motors и Ford, но безусловным флагманом и символом отрасли остается Tesla. Её успех иллюстрируют цифры: только за июль 2019 года было продано около 20 тысяч автомобилей. Для сравнения, в России за первые пять месяцев 2019 года было куплено всего 119 электромобилей.
- Европа активно включается в гонку благодаря мощному промышленному потенциалу. Немецкие концерны (BMW i, Volkswagen Group, Daimler AG), французские группы (PSA, Renault) и более нишевые производители, такие как хорватская Rimac, формируют конкурентную среду.
- Япония также вносит свой вклад через корпорации Nissan и Toyota, которые делают ставку на гибридные и полностью электрические технологии.
Россия пока не входит в число ведущих производителей, однако и здесь есть движение: разрабатываются модели для грузоперевозок (электромобиль ГАЗ), выпускаются пассажирские электробусы («КамАЗ», Zetta). Тем не менее, согласно исследованию KPMG, Россия занимает лишь 23-е место из 25 в рейтинге готовности стран к переходу на электромобили.
2. Развитие зарядной инфраструктуры: фундамент для роста
Изображение: ru.freepik.com, @wavebreakmedia_micro | Лицензия: Free pic
Без широкой сети зарядных станций массовый переход на электромобили невозможен. К 2019 году в мире насчитывалось около 7,3 миллиона зарядных устройств. Подавляющее большинство из них (примерно 6,5 млн) — это частные «медленные» зарядки, установленные в домах, на парковках жилых комплексов и офисов.
Распространению частных зарядок способствует их удобство, экономическая выгода в долгосрочной перспективе и активная государственная поддержка во многих странах (льготные тарифы на электроэнергию, субсидии на покупку оборудования).
3. Статистика 2019 года: рекордные показатели
Изображение: ru.freepik.com, @wavebreakmedia_micro | Лицензия: Free pic
2019 год стал переломным: глобальные продажи электромобилей превысили отметку в 2,1 миллиона единиц, что на 40% больше, чем в рекордном 2018 году. Общий мировой парк электрокаров вырос до 7,2 миллионов.
Электрификация захватывает не только легковой сегмент. Прогресс в создании электрических автобусов, грузовиков, а также двух- и трёхколёсного транспорта существенно расширяет границы всего рынка.
Динамика роста поражает: если в 2010 году по дорогам мира ездило лишь около 17 тысяч электромобилей, то к 2019 году их число увеличилось до 7,2 миллионов. Почти половина (47%) этого парка сосредоточена в Китае. Более чем в двадцати странах доля электромобилей на рынке превысила 1%, а в девяти странах их количество на дорогах перевалило за 100 тысяч.
4. Двигатели прогресса: что стимулирует производство?
Изображение: Unsplash, @ort | Лицензия: Free pic
Ключевую роль в ускоренном развитии рынка сыграла государственная политика. В 2019 году чётко проявился тренд на переход от прямых денежных субсидий покупателям к более комплексным регуляторным мерам. К ним относятся ужесточающиеся стандарты по выбросам CO2, требования к производителям выпускать определённый процент машин с нулевым уровнем выбросов, а также льготы для экологичного транспорта. Такие меры создают долгосрочные и предсказуемые условия для инвестиций со стороны автопрома.
5. Факторы роста рынка электромобилей
Изображение: Unsplash, @ort | Лицензия: Free pic
1. Спад традиционного авторынка
В 2019 году общие продажи автомобилей с ДВС во многих странах, включая такие крупные рынки, как Китай и Индия, пошли на спад. На этом фоне стремительный рост электромобильного сегмента выглядел особенно контрастно, привлекая внимание инвесторов и производителей.
2. Технологический прорыв и расширение модельного ряда
Аудитория электромобилей перестала быть клубом энтузиастов и «техногиков». Сегодня это массовый потребитель, чей выбор определяют практические соображения. Технологии сделали огромный скачок: энергоёмкость батарей у моделей 2018-2019 годов выросла на 20-100% по сравнению с образцами 2012 года. При этом стоимость батарей с 2010 года упала более чем на 85%. Появление таких «народных» моделей, как Tesla Model 3, вызвало настоящий бум продаж на ключевых рынках.
6. Прогнозы и перспективы на ближайшие годы
Изображение: Unsplash, @waldemarbrandt67w | Лицензия: Free pic
Автопроизводители анонсируют сотни новых электрических моделей, многие из которых появятся в 2020-2021 годах. В ближайшие пять лет ожидается выход на рынок ещё около 200 новых электромобилей, включая популярные кроссоверы и внедорожники.
По оценкам Bloomberg, к 2025 году почти половина всех автобусов в мире будет электрической, причём 99% этого сегмента будет контролировать Китай.
Пандемия COVID-19, безусловно, повлияла на мировой авторынок, однако ожидается, что рынок электромобилей пострадает в меньшей степени. Согласно прогнозам, общие продажи автомобилей в 2020 году могут сократиться на 15%, в то время как продажи электромобилей могут остаться на уровне 2019 года и составить около 3% от общего мирового объёма. Этот оптимизм подкрепляется активной поддерживающей политикой, особенно в Китае и Европе.
Изображение: Unsplash, @gaberce | Лицензия: Free pic
Поддержка на государственном уровне
- Китай продлил программу субсидий для покупателей электромобилей до 2022 года и ужесточил квоты на производство «новых энергетических транспортных средств» (NEV).
- Европа ввела жёсткие стандарты по выбросам CO2, которые фактически обязывают автопроизводителей увеличивать долю электромобилей в своих модельных линейках.
Важно, что многие меры по экономическому восстановлению после кризиса, вызванного пандемией, включают в себя акцент на «зелёные» технологии и электрификацию транспорта. Это даёт основания полагать, что тренд на электрификацию не только сохранится, но и усилится в ближайшие годы.
Если материал был полезен — ставьте лайк, подписывайтесь на канал и продолжайте узнавать новое!
До встречи в следующих статьях!
#технологии #будущее #новости мира #илон маск #новости технологий