Передовые инженерные школы нацелены на подготовку специалистов, способных решать нетривиальные задачи
Министерство науки и высшего образования начинает разрабатывать дополнительный отбор вузов страны для участия в конкурсе на создание опережающих инженерных школ (НИШ). Об этом сообщил на Петербургском международном экономическом форуме куратор проекта, руководитель ФГАНУ «Социоцентр» Андрей Келлер. В этом году будут выбраны десять дополнительных школ.
1. Кадры под новые задачи
В последние годы российский бизнес предъявляет особые требования к инженерным кадрам. Правительство решило ответить на этот вызов запуском проекта «Передовые инженерные школы», который реализуется в рамках программы «Приоритет-2030».
Проект стартовал в прошлом году в рамках общего курса на трансформацию системы образования. Однако запуск совпал с колоссальными изменениями в российской экономике, вызванными структурным кризисом. На фоне новых вызовов технологического развития еще более актуальной стала проблема нехватки квалифицированных инженерно-технических кадров.
Федеральный проект «Передовые инженерные школы» разработан Минобрнауки России на основе одной из 42 стратегических инициатив, утвержденных Правительством Российской Федерации. Проект является частью государственной программы «Научно-технологическое развитие Российской Федерации».
В рамках проекта к 2030 году в стране будет создано 100 передовых инженерных школ. Сегодня в 15 регионах страны действует 30 таких структур. Только в этом году на их финансирование выделено 10 миллиардов рублей. Общий объем бюджетных средств до 2030 года составит 90 миллиардов рублей. Проект финансируется на паритетных началах с участием частных инвесторов.
Подготовка кадров будет вестись по наиболее востребованным для российской экономики направлениям: цифровые технологии, микроэлектроника, фотоника и приборостроение, биотехнологии и генная инженерия, искусственный интеллект, атомная энергетика, нанотехнологии и наноматериалы и другим важным направлениям.
По словам Андрея Келлера, цель этой инициативы — сформировать новую модель инженерного образования. В дальнейшем его можно будет скопировать во все вузы России. Это позволит удовлетворить потребности экономики в высококвалифицированных и разносторонне подготовленных инженерных кадрах.
«Экономика нуждается в специалистах, готовых работать в условиях междисциплинарных связей. На практике у нас часто бывают случаи, когда инженер умеет проектировать автомобиль, но понятия не имеет о цифровых технологиях для решения своих задач», — объясняет особенность нового подхода Андрей Келлер.
По его словам, сегодня промышленности нужен инженер, знающий весь цикл разработки и производства продуктов и программных продуктов: «Одним словом нужны те, кто обеспечит формирование технологического суверенитета».
При этом передовые инженерные школы готовят не массовых инженеров, а элиту профессии, подчеркивает эксперт: «Это будут профессионалы, способные решать нетривиальные задачи, которые обычному конструктору зачастую не видны».
Важно, что новая модель реализуется во взаимодействии с бизнесом. Более 150 ведущих российских компаний входят в число промышленных партнеров передовых инженерных школ. Среди них КАМАЗ, Роскосмос, Алмаз-Антей, Сибур, Газпром нефть и другие. Участники НСП планируют до 2024 года привлечь более 8,5 млрд рублей инвестиций на исследования и разработки.
2. Региональные вызовы и инженерные ответы
Школы создаются в ряде районов. Например, в Казанском федеральном университете в рамках школы передового машиностроения Cyber Tech молодые инженеры планируют создать экологически чистый автомобиль с нулевым выбросом углерода, электрогрузовик с аккумуляторами российского производства и водородным двигателем. Таким образом, молодые исследователи будут способствовать развитию технологий и деталей для автомобильной промышленности.
Передовая инженерная школа «Когнитивная инженерия» Новосибирского государственного университета создаст бортовые датчики для космических аппаратов, цифровые углеродные «ловушки» и приборы для диагностики онкологических заболеваний.
НСП Самарский государственный медицинский университет сформирует элиту нейротехнологов и биоинженеров. Будущие специалисты будут создавать продукты для реабилитации пациентов с проблемами опорно-двигательного аппарата, в том числе с использованием технологий искусственного интеллекта.
Географически представительство участников проекта очень разное. Наибольшее количество школ было создано вузами Поволжья (девять вузов) и центральных федеральных округов (восемь вузов). Участвуют пять вузов из Северо-Западного федерального округа, четыре из Сибири, два из Южного и по одному вузу из Дальневосточного и Уральского федеральных округов.
Пока на Урале и в Западной Сибири работают три НСП — в Свердловской области, Башкирии и Пермском крае. По их названиям понятно, что выбор тематики связан с ключевой специализацией отрасли в каждом регионе. Так, в Уральском федеральном университете создана передовая инженерная школа цифровых технологий в промышленности (см. «Цифровой фокус», стр. 31),
Пермский политехнический университет (ПНИПУ) выбрал направление «Двигателестроение, искусственный интеллект и цифровые технологии». Уфимский научно-технический университет назвал свой проект НСП «Двигатели будущего».
очевидно, что выбор Уфимского технологического университета связан с активным развитием одной из ведущих отраслей Башкортостана – машиностроения. Уфа НСП и будет генерировать новые идеи для этой отрасли. В планах создание высокоэффективных электрических и гибридных силовых установок, агрегатов и их систем для авиации. Уфимский научно-технический университет решит эту задачу с целым пулом индустриальных партнеров. Среди них КАМАЗ, Сарапульский ТЭЦ, НТЦ «Компас» и Объединенная двигателестроительная корпорация. В рамках образовательной политики созданы совместные студенческие конструкторские бюро и научно-технические лаборатории.
НСП «Двигатели будущего» призвано активно участвовать в развитии рынка исследований и разработок в области электрических машин.
Обратите внимание: Турция может закрыться для туристов в ближайшее время.
Отличительной чертой этой инженерной школы также является продуктовая направленность и постоянное взаимодействие с индустриальными партнерами. В частности, команда молодых исследователей занимается амбициозным проектом по созданию полностью электрического самолета.Еще один участник проекта с Урала и Западной Сибири — Пермский политехнический университет. Основанная им НСП намерена принять активное участие в федеральной программе развития авиационной промышленности России. Эта программа, напомним, направлена на многократное увеличение производства российских самолетов. Реализация потребует кардинальных изменений на рынке авиадвигателей.
Школа авиационного двигателестроения предложит новые модели инженерного образования специалистов и образовательные программы. Планируется привлечение ведущих исследователей и практиков компаний Объединенной двигателестроительной корпорации, развитие образовательных пространств и содействие формированию системы наставничества промышленных партнеров.
«Мы уверены, что вместе мы сможем решить самые сложные задачи и обеспечить технологический суверенитет нашей страны», — заявил заместитель директора по приоритетным проектам ПНИПУ Павел Волегов сразу после создания проекта.
В тесном сотрудничестве с ведущими компаниями в Уральском федеральном университете формируется НСП. Эта школа ориентирована на сотрудничество с ведущими игроками в области машиностроения в регионе. Сегодня они вынуждены отвечать на совершенно новые технические вызовы. Это разработка серии локомотивов, работающих на новом типе двигателя, создание цифровых систем управления производством. Есть предприятия, занимающиеся созданием газотурбинных двигателей для гражданской малотоннажной авиации, проектированием энергоэффективных дизельных и газовых двигателей для транспортных средств. Металлургическая промышленность интенсивно ищет технологии получения новых материалов и сплавов, защитных покрытий.
Под эти задачи индустриальных партнеров НСП УрФУ намерен формировать научные проекты, каждый из которых увязан с образовательными программами вуза.
В целом все школы нацелены на подготовку специалистов новой формации, способных использовать цифровые технологии на всех этапах производства.
— Какую специальность инженерной школы для гимназии выбрал УрФУ?
- На Урале сформировался мощный промышленный кластер: машиностроение, металлургия, энергетика. В настоящее время эти отрасли претерпевают трансформацию за счет внедрения новых технологий. Исходя из этого, УрФУ выбрал такое направление передовой инженерной школы, как «Цифровое производство».
- Какие цели?
У нас есть три основных направления. Прежде всего, это подготовка инженеров нового качества. Мы стремимся, чтобы навыки выпускника NSP соответствовали потребностям промышленных партнеров.
Другое направление – участие в исследовательской деятельности. Ключевые проекты включают цифровое проектирование и виртуальные испытания ряда энергоэффективных дизельных и газовых двигателей для транспортных средств. Молодые ученые также проводят исследования по получению новых материалов и сплавов. Большая часть этой работы связана с передовой задачей школы — цифровой трансформацией промышленных компаний.
Третье направление – накопление, систематизация и доведение передовых технических и научных знаний до специалистов компаний.
— Какие инструменты использует НСП УрФУ для достижения своих целей?
— Уральский федеральный университет исторически тесно сотрудничал с промышленными партнерами. В рамках NSP такое взаимодействие выходит на новый уровень. Отличие текущего партнерства заключается в высокой заинтересованности компаний в развитии NSP, поддерживаемом федеральным финансированием. В 2022 году университет получил из бюджета 84,5 млн рублей на реализацию этой программы.
Для обучения инженерных кадров мы идем по пути формирования продуктовых команд. Они объединяются на этапе обучения при работе над реальными проектами по заказам компаний. Сегодня очень важно, чтобы будущие инженеры обладали целым набором навыков. Поэтому в нашей инженерной школе мы предоставляем широкое образование, включающее цифровую компетенцию и практику системной инженерии. Особый упор делается на развитие «мягких» навыков: коммуникативных навыков, работы в группе, ответственности за результат.
Для достижения результатов в научно-исследовательской деятельности необходима прочная материально-техническая база. При оснащении лабораторий мы ориентировались на внедрение российского инженерного программного обеспечения. В целях усиления развития научно-исследовательской деятельности налажены прямые контакты с научно-исследовательскими центрами компаний, на базе которых планируется часть научных разработок.
— Как меняются образовательные программы по этим задачам?
— В 2022 году студенты в рамках нашей НСП начали обучение по программе бакалавриата «Системный анализ и управление», а также по программе магистратуры «Системная инженерия». Повышение квалификации, в том числе на базе компаний-партнеров и поставщиков российского инженерного программного обеспечения, прошли 133 человека из числа членов управленческих команд и ППС.
- Какие у тебя планы на будущее?
— Наша стратегическая цель — построить инженерную школу мирового уровня и открытую систему подготовки элитных инженеров. Это позволит эффективно проводить цифровую трансформацию предприятий в сфере машиностроения и металлургической промышленности в центре Евразии. Синара-Транспортные Машины и Трубная Металлургическая Компания стали стратегическими партнерами для достижения этой цели. Кроме того, среди партнеров Уральский оптико-механический завод, КАМАЗ, ЕВРАЗ, Уральский завод гражданской авиации, Уральский турбинный завод, Уралгидромаш.
Больше интересных статей здесь: Новости.
Источник статьи: Передовые инженерные школы нацелены на подготовку специалистов, способных решать нетривиальные задачи.
- Читатели китайского портала «Гуаньча» поддержали слова президента РФ Владимира Путина о провальном контрнаступлении ВСУ, обратив при этом внимание на изменившееся после них поведение главаря киевского режима Владимира Зеленского
- У компании истек срок исполнения функций гаранта по поставкам газа потребителям, оказавшимся без топлива