21 июля автокурьеры Ozon провели неофициальную забастовку в Екатеринбурге. Как сообщило уральское издание Е1, им отказали в посадке в крупном размере и опубликовали соответствующее видео. В операции приняли участие около 70 человек. «Все возвращают машину. Это маленькая победа, но все же победа. Отличный момент. Красавчики. Наконец-то!» — эмоциональный комментарий автора съемки о том, что произошло на дороге Ozon Warehouse.
«Доставки задерживаются, погрузка начинается в 10-11 утра, а дальнемагистральные маршруты вынуждены работать до 12:00 или даже позже. Задерживают выплаты за дополнительную работу, некоторым курьерам зарплату вообще не платят. Оплата за крупные отправления Цена составляет 2 рубля за штуку, а вес может превышать 30 килограммов. Объем работы увеличивается, но оплата труда остается прежней, а заработная плата не изменилась», — цитирует издание жалобу водителя.
Бастующие надеются, что Москва возьмет на себя ведущую роль. В компании подтвердили факт протеста, но попытались деэскалировать ситуацию, подчеркнув, что масштаб протеста был назван незначительным. «Мы уже решаем этот вопрос, увеличивая количество складских работников... Сообщения о том, что все курьеры в районе не выходят на работу, также не соответствуют действительности. В результате менее пятой части партнеров компании подали апелляцию, Об этом агентству ТАСС сообщили в пресс-службе О Цзуна.
В регионе нельзя исключать возможность паралича поставок товаров, поскольку забастовка проходит на фоне затяжного кризиса в местных отраслях рынка, о котором Е1 сообщала в начале июня (поставки некоторым клиентам задерживались еще на время).) более полумесяца). Ранее водители-дальнобойщики, доставляющие товар, неделю ночевали на складе «Озона» в Кольцово, теряя деньги из-за простоя. Но забастовки тогда не произошло – водители пожаловались СМИ.
Ozon необходимо быстро решить проблему, поскольку неудачные поставки приведут к перетоку клиентов. Кстати, этот рынок уже подвергался такому стресс-тесту — курьеры в Петербурге объявили забастовку из-за зарплат. Главный конкурент Ozon, Wildberry, сталкивается с аналогичными проблемами. Владельцы московских торговых точек компании вызвали переполох из-за непомерных штрафов. Вмешались даже депутаты Госдумы.
Пятидневная забастовка, предпринятая сотнями курьеров службы «Яндекс-Еда» в декабре 2022 года и организованная профсоюзом доставки, была хрестоматийной и, пожалуй, самой жестокой. Протестующие недовольны снижением выплат из-за «отраслевой монополии» и системой штрафов. Среди требований: заключение трудовых договоров с курьерами и сокращение дальности доставки курьеров пешком до 2 километров.
Предлагаемые методы являются наиболее жестокими и необычными для практики отечественной профсоюзной борьбы. Намерение «заблокировать кассы ресторанов, чтобы оказать давление на партнеров Яндекса» не могло не вызвать резкой реакции. Лидер профсоюза Кирилл Украинцев арестован, содержится в СИЗО и осужден по статье 10. Статья 212.1 УК РФ. При этом он был освобожден «после отбытия наказания» в суде».
Поэтому перспектива забастовки в компании Ozon Car Express в Екатеринбурге крайне неопределенна. С одной стороны, это помогает компании быстро решить проблему, а значит, ей нужно идти навстречу протестующим. С другой стороны, после распада Советского Союза отечественная традиция подавления «повстанцев» была восстановлена, избивая их даже не ради выгоды, а для того, чтобы показать, кто несет ответственность, и заставить руководство придерживаться выбранного курса.
В последнее время бизнесмены получили политическую поддержку. Заместитель председателя Совета безопасности России Дмитрий Медведев призвал не допустить чрезмерного повышения зарплат курьерам. Говорят, курьеры (принеси сюда, уйди, не мешай?) не должны зарабатывать, как инженеры.
Обратите внимание: Что нового в Монголии?.
Он, правда, посетовал на нехватку кадров в промышленности, но бизнес-сообщество наверняка истолкует его позицию в свою пользу.Удивительно, но в последние годы самые громкие попытки забастовок и другие акции по защите трудовых прав были инициированы работниками с «неустойчивой» (термин британских экономистов) занятостью: курьерами, водителями, таксистами, продавцами и т д., чья заработная плата нестабильна и часто лишены социального обеспечения из-за полного или частичного отсутствия оформления трудовых отношений или определенного правового статуса.
Некоторое время эта специфика заключалась в самозанятости. Эксперимент премьер-министра Мишустина увенчался успехом: миллионы россиян покинули серую зону, согласившись платить скромные налоги в обмен на «украшение» своих рабочих мест в глазах государства, медицинскую страховку и возможность брать больничные и при необходимости вносить пенсионные отчисления. На рынке труда фактически произошла революция.
А как насчет пролетариата? Традиционные рабочие никуда не исчезли, просто их численность и доля от занятого населения сократились в связи с многолетней деиндустриализацией страны. Но об их яростной защите своих прав почти невозможно вспомнить. Сталь слишком засорена? Риск протеста велик, если ты создашь проблемы, тебя могут посадить, как Кирилла Украинцева? Приходится снова платить по кредиту, жена ругается…
Пик традиционных рабочих протестов пришелся на 2000-е годы. Тогда забастовку на Всеволожском заводе «Форд» провела основная группа Алексея Этманова, рабочих Уральского алюминиевого завода энергично защищал профсоюз «Набат» Сергея Когана, основатель «Свободы торговли» Александр Захакин боролся в Сургутском суде с профсоюзным лидером Валентином Урусовым. Защита прав работников АЛРОСА также на какое-то время завершилась, в регионе она завершилась.
Это были протесты, организованные вновь образованными профсоюзами в соответствии с соответствующими законами и изначально не «защищенные» крупными профсоюзными объединениями. Их лидеры полагают, что если вы будете строго придерживаться этого отрывка, факты будут на вашей стороне. В большинстве случаев они были разочарованы. Новые живые хозяева обращались с наемными рабочими как с крепостными и беспощадно «пороли» их.
Если копнуть глубже в прошлое, к началу современной истории России - эпохе Ельцина, - о массовых протестах вообще говорить не приходится. По словам инсайдеров, самым известным выступлением шахтеров стало стучать касками на мосту Горбати возле здания правительства Москвы. Впервые Борис Березовский и тогдашний вице-премьер Немцов стали неотъемлемой частью политического противостояния. В результате ничего не получилось.
Таким образом, борьбу за трудовые права после 1993 года можно разделить на три этапа. Первым было возникновение капитализма, когда протестов было мало, а постсоветские профсоюзы зарабатывали деньги на собственности, унаследованной от ВЦСПС. Вторым было развитие капитализма и появление новых свободных, но слабо организованных профсоюзов, деятельность которых со временем была подавлена. Третьим стал протест современных самозанятых.
Самозанятый – это особый статус, который по сути аналогичен статусу работодателя, только в меньших масштабах. «Ищем партнеров-курьеров», — пишет Ozon, приглашая сотрудников, самозанятых или индивидуальных предпринимателей, и это неспроста партнер! Фактически стратегически они не зависят от конкретного работодателя, так как имеют возможность работать с несколькими работодателями одновременно и заменять их по ситуации. Руки развязаны.
Таким образом, эта категория россиян имеет большие перспективы в качестве базы для протестных движений. Это не забастовка ради забастовки. Но трудовые отношения должны быть справедливо урегулированы. Если государство не очень заботится об интересах простых людей, работодатели их прижимают, а крупным профсоюзным объединениям некогда - они торгуют, то остается только самим защищать свои права, как в Екатеринбурге.
Пока что большая часть «страутов», судя по всему, организована самими чрезвычайно занятыми людьми. Даже спонтанно. Потому что цифровизация приносит пользу всем: работодателям и работникам. Однако это было бы невозможно без коллективной структуры. Решить конкретную проблему, локальную проблему можно, но чтобы системно закрепить успех по всей стране, необходимо изменить закон.
«Общественные организации и профсоюзные организации должны быть вовлечены, чтобы работники платформ не превратились в рабов», — настаивает Алексей Нежвой, руководитель оперативного штаба «Новых лейбористов». — Мы считаем, что необходима новая кодификация законов, новые рабочие отношения (не трудовые, а) отношения с платформой). Нам нужно четырехстороннее соглашение: заказчики, площадки, исполнители и профсоюзы».
Это важная тема для всех левых. Эти нововведения коснутся миллионов россиян. Ожидается их появление в Екатеринбурге и других местах.
Больше интересных статей здесь: Новости.
Источник статьи: Революция на рынке труда привела к появлению профсоюзов нового типа.