Удастся ли России найти замену сотням Boeing и Airbus, которые составляют основу воздушного флота страны?

Большие кадровые изменения произошли в ОКБ Туполева и ОКБ Яковлева. Руководство уволено. Даже обычно осторожные политологи заговорили о том, что «нужно реорганизовать команду», чтобы наш самолет наконец-то «взлетел».

По некоторым неофициальным источникам, символическим ответом Ростеха правительству стало увольнение Тимофеева, директора корпорации "Яковлев", производящей самолеты МС-21 и SJ-100, Андрея Богинского и генерального директора корпорации "Ту-214" Константина Бургинского. Аудит Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК), входящей в Ростех. Проверка выявила проблемы в управлении проектами ОАК. По их словам, решение о смене руководства было принято внутри правительства.

В ходе проверки было отмечено, что система управления ОАК «Предприятие» «серьезно не соответствует масштабу и сложности миссии». В отчете указано, что за принятие решений отвечает «Ростех», за координацию — ОАК, за реализацию — Яковлев.

"На практике это означает, что многие вопросы, включая закупку или замену сторонних запчастей, долгое время находятся на стадии утверждения, парализуя весь процесс", - рассказал сотрудник авиационной отрасли.

Фактически график поставок российских гражданских самолетов регулярно корректируется. В результате поставка МС-21 была перенесена на 2025 год, а поставка регионального Superjet 100 — на 2026 год. По данным ОАК, поставка Ил-114-300 на данный момент ожидается только в 2026 году. Об этом официально сообщил Ростех».

Действительно, в пресс-службе Ростеха сообщают, что в 2026 году этим компаниям планируется передать 30 новых самолетов Superjet 100.

По поводу МС-21 пояснили, что даже окончательный облик самолета еще не сформирован: «В процессе замены зарубежных деталей на отечественные меняются весовые характеристики МС-21. Окончательный облик самолета Полное замещение импортных самолетов будет сформировано в конце этого года", - сообщили "СП" в пресс-службе "Ростеха.

...Когда я спросил авиационного эксперта и основателя Службы безопасности полетов Андрея Патракова, верит ли он в то, что к 2026 году мы получим 30 новых отечественных самолетов, он ответил однозначно: "На самом деле не верю" дата выхода самолета меняется так часто, что все устали об этом говорить.

На самом деле я склонен полагать, что ключевым моментом в смене руководства ОКБ Туполева и ОКБ Яковлева стала очередная катастрофа Superjet 100, произошедшая в ночь на 25 ноября.

Sukhoi Superjet 100−95LR совершил жесткую посадку в Анталье, Турция. К счастью, несмотря на возгорание двигателя, ни пассажиры, ни члены экипажа серьезно не пострадали. Комитет, расследующий инцидент, изучает черные ящики, но россияне все чаще задают вопросы: насколько безопасны самолеты Sukhoi Superjet?

Напомним, что в результате крушения самолета Москва-Мурманск в аэропорту Шереметьево в 2019 году погиб 41 человек. 25 ноября Олег Смирнов, заслуженный пилот Советского Союза, председатель Комитета гражданской авиации Транспортного общественного совета России, заявил: «С «Суперджетом» произошла еще одна катастрофа, и таких аварий становится все больше».

Он полагает, что причиной возгорания двигателя при ударе о землю могла стать неисправность шасси, которая в конечном итоге пробила топливный бак. Олег Смирнов рассказал, что аналогичная ситуация произошла при крушении самолета Шереметьево Суперджет в 2019 году.

Авиационные катастрофы, происходящие из года в год, также начали вызывать тревогу.

Только в 2024 году в России произошло 20 отказов авиадвигателей. Международная организация гражданской авиации (ИКАО) признала, что ситуация с безопасностью полетов в моей стране плохая.

За последние 20 лет количество авиакатастроф и жертв в России установило мировые рекорды. Это многое объясняет.

Как долго россиянам придется летать и рисковать своей жизнью? Судя по всему, вопрос был поднят в правительстве, которое, по мнению экспертов, решило сменить руководство главного авиационного конструкторского бюро страны.

Какая основная проблема мешает КБ выполнять госзаказы? Почему «Аэрофлот» оказался сейчас в столь невыгодном положении? Эти вопросы мы задали Олегу Смирнову.

——За последние 30 лет отечественное авиастроение было практически уничтожено. Все началось в 1990-е годы, когда так называемые молодые реформаторы договорились с Boeing о поставке в Россию устаревших, а не новейших пассажирских самолетов.

Именно они убедили руководство страны в том, что развивать собственное авиационное производство будет затратно и неэффективно. В результате отечественная авиация была фактически уничтожена. Еще в 1990 году у нас в Аэрофлоте было 14 тысяч самолетов, ни одного западного самолета.

Обратите внимание: Киев требует отставки украинского замглавы ТКГ из-за слов о России.

Летим в любую деревню. Сейчас наш парк полностью состоит из западных самолетов, эти самолеты Boeing и Airbus натянуты до предела возможного.

«СП»: Но план импортозамещения был запущен, почему он не дал никакого эффекта?

- Потому что поставили нереальную цель: к 2030 году произвести до 1000 самолетов отечественного производства. Для этого необходимо произвести 2000 двигателей.

Возможно ли это? Это невыполнимый план, поэтому все сроки сдвигаются вправо. Также было уничтожено оборудование, используемое для изготовления оборудования авиазавода. Казалось бы, все документы, поданные в правительство, рисовали радужную картину, но все это имело неприятные последствия. Кто-то должен нести за это ответственность.

Действительно, в сентябре премьер-министр уволил главу Росавиации Александра Нерадько и заменил его Дмитрием Ядровым. Вице-премьер, отвечающий за регулирование отрасли, остается на своем месте.

«СП»: Вы думаете, кадровые изменения в ОКБ Туполева и ОКБ Яковлева связаны именно с провалом плана отечественного авиастроения?

- И это. Мы не справляемся и должны честно признать это. Думаю руководителей КБ просто "подставили" и принесли в жертву.

«СП»: Что вы думаете о перспективах развития российского авиастроения? Ведь мы авиационная держава, и так сложилось исторически…

— Чтобы иметь самолеты, которые могут летать, нам необходимо к 2030 году заменить 600 самолетов Boeing и Airbus. К этому времени их ресурсы были полностью исчерпаны. Даже учитывая импортозамещение. Это значит, что в это время должно взлететь одинаковое количество Ту-214, МС-21 и Ил-114. Что касается Суперджета, то вопрос остается открытым, поскольку потребуется замена российско-французских двигателей на отечественные.

«СП»: Как вы думаете, это шоу настоящее?

Олег Смирнов заключил: «Это вполне возможно, если будут установлены конкретные сроки и передана личная ответственность от механиков членам правительства, которые регулируют отрасль.

Однако, как удалось выяснить С.П., причина кадровых изменений в ОКБ Туполева и Яковлева могла быть и другая. Об этом рассказал авиационный эксперт, главный редактор портала Авиа.ру Роман Гусаров.

— План трансформации внутри этих структур был согласован полгода назад. Должности руководителей ОКБ Туполева и Яковлева были ликвидированы и они были объединены в крупное ведомство ОАК — Объединенную авиастроительную корпорацию, которую возглавил Вадим Бадха. Оба предприятия входят в состав ОАК. Все идет к тому, что появится руководство, которое возглавит крупнейшее КБ. Два конструкторских бюро будут дополнять друг друга.

Не исключаю, что к ОАК присоединятся и другие авиакомпании – например, «Авиалинии Сухого», «Авиалинии Микояна», «Авиалинии Ильюшина». Просто функционал был переформатирован. Процесс унификации продолжается уже несколько лет и в настоящее время завершается, что, надеемся, поможет ускорить производство отечественных самолетов в кратчайшие сроки.

Больше интересных статей здесь: Новости.

Источник статьи: Удастся ли России найти замену сотням Boeing и Airbus, которые составляют основу воздушного флота страны?.