Студия Netflix продолжает активно развивать направление военных боевиков, и фильм «Мосул» становится очередным шагом в этой стратегии. Как и предыдущие проекты стримингового гиганта — «Добыча» и «6 Underground» — эта картина создана при участии братьев Руссо и актера Адама Бессы. Действие разворачивается на Ближнем Востоке, в стране, борющейся против внутренней тирании, что позволяет отнести «Мосул» к особой категории политических триллеров, где спасение людей становится личной миссией главных героев.
Фильм сознательно дистанцируется от какой-либо симпатии к Исламскому государству, одновременно предлагая глубокий, хотя и не всегда полностью раскрытый, анализ истории Ирака и его сложных отношений с США, Ираном и Кувейтом. Это создает ощущение подлинности и погружения в конкретное время и место. Несмотря на использование некоторых клишированных образов для демонстрации жестокости ИГ (как, например, сцены с сиротами и беременными женщинами), ленту спасает мощная игра иракского актера Сухейла Даббаха. В роли майора Джасема, командира спецназа, Даббах воплощает образ сурового, но человечного лидера. Его персонаж легко переключается между уничтожением боевиков, заботой о подчиненных и трогательными моментами общения с местным мальчиком. Именно Даббах становится эмоциональным центром фильма, олицетворяя как невероятные потери иракского народа за десятилетия конфликтов, так и тлеющую надежду на лучшее будущее.
1. Исторический контекст и место действия
Сюжет разворачивается в Мосуле — некогда процветающем североиракском мегаполисе с населением почти два миллиона человек, расположенном на реке Тигр недалеко от древней Ниневии. Фильм напоминает зрителю, как вторжение США в 2003 году дестабилизировало регион, открыв путь для усиления влияния Исламского государства. К 2014 году террористическая группа (на Ближнем Востоке часто называемая уничижительным «Даиш») захватила город. Кадры с дронов в фильме наглядно демонстрируют масштабы разрушений: руины зданий, горящая техника, опустевшие кварталы. Субтитры поясняют, что единственной силой, которой действительно боятся боевики, является отряд спецназа «Ниневия», состоящий из коренных жителей Мосула. Их знание города и несгибаемая преданность (никто из них никогда не переходил на сторону врага и не попадал в плен живым) делают их легендой.
2. Сюжет и идеология сопротивления
Фильм начинается с перестрелки, в которой три полицейских, включая молодого офицера Каву (Адам Бесса), пытаются задержать боевиков Даиш. Силы неравны, и ситуацию спасает лишь внезапное появление отряда майора Джасема. Его люди передвигаются на джипах с модифицированной эмблемой «череп и кости», вооружены до зубов и действуют по строгому кодексу. Они сверяют имена с собственным списком врагов, собирают трофеи и оружие с убитых. Их цель проста и беспощадна: уничтожить каждого боевика Даиша и вернуть свой город. Места для милосердия в их идеологии нет.
3. Сильные стороны и спорные моменты
Некоторые режиссерские решения Мэттью Майкла Карнахана опираются на западные стереотипы для изображения ужасов ИГ (например, сравнение их зверств со «средневековыми», что игнорирует исторический контекст, или сцена, где с девушки срывают платок как символ освобождения). Однако главная сила «Мосула» — в последовательной иракской перспективе и в тяжести, которую несет каждое показанное насилие. Яркая сцена спора майора Джасема с иностранным агентом об истории Ирака, хоть и мелодраматична, точно передает силу национального чувства. Молодой Кава, наблюдая, как ветераны делают селфи на фоне тел врагов, сначала не решается присоединиться, но к финалу фильма его трансформация и ожесточение становятся очевидны. «Мы можем всё отстроить заново. Нам просто нужно сначала убить их всех», — заявляет майор Джасем. И хотя батальные сцены в «Мосуле» не поражают новаторством, убедительная игра Даббаха и верность фильма идее сопротивления глазами самих иракцев создают по-настоящему сильные и запоминающиеся моменты.