Сербия может войти в новое Союзное государство через ассоциированное членство

Вопрос о восстановлении единого государства на постсоветском пространстве вновь становится актуальным. После распада СССР предпринимались попытки создать альтернативные объединения, но они оказались нежизнеспособными. Какая форма может быть у нового союза, кто в него войдет и на каких принципах он будет строиться? На эти вопросы в интервью «Свободе» ответил бывший депутат Верховного Совета РСФСР, доктор юридических наук Сергей Бабурин, известный своим голосованием против Беловежских соглашений.

1. Форма нового союза: не повторение, а развитие

Сергей Бабурин предлагает создать не восстановленный СССР, а принципиально новое образование — Союзное государство. Оно должно вобрать в себя лучшие черты Советского Союза, но быть адаптированным к современным реалиям. По его мнению, ключевой вопрос международного признания решится со временем, если у России и её партнёров будет политическая воля и сила. Исторические параллели — долгое непризнание Российской империи при Петре I или Советской России — лишь подтверждают эту мысль.

2. Почему СНГ не стало основой

Политик даёт резкую оценку Содружеству Независимых Государств (СНГ), называя его «дирекцией похоронного бюро» старого Союза. Эта организация, по его словам, создавалась для легитимации распада, а не для интеграции. Страны Балтии и Грузия, сделавшие выбор в пользу Запада, не будут стремиться в новый союз, и принуждать их не нужно. Их ждёт, по мнению Бабурина, роль экономической периферии Европы.

3. Механизм вступления: ассоциированное членство

Наиболее важным и новым тезисом интервью является предложение о создании Союзного государства через механизм ассоциированного членства. Это гибкая форма, которая не требует от стран полного отказа от суверенитета. В качестве пилотного проекта Бабурин предлагает начать с Абхазии, а в перспективе — привлечь Грузию. Особо он отмечает Сербию как потенциального участника такого объединения. В рамках договора федеральному центру передавались бы вопросы внешней и оборонной политики, таможенного регулирования, а остальные полномочия оставались бы за государствами-членами. Опыт для такой модели можно найти и в истории СССР, и в Союзном государстве России и Беларуси, и даже в архитектуре Европейского союза.

4. Кто ещё может присоединиться?

Отвечая на вопрос о других постсоветских республиках, Бабурин указывает, что их текущая ориентация (как Армении на ЕС или Азербайджана на помощь Украине) во многом является следствием отсутствия у России чёткой и привлекательной внешней политики. Для изменения ситуации необходимо, в первую очередь, восстановить социальную привлекательность России, решив внутренние вопросы, в том числе связанные с собственностью. Пока же соседи начинают искать новых партнёров в лице Китая или Турции.

Что касается беднейших республик Средней Азии — Таджикистана и Киргизии, — то, по мнению эксперта, они могут быть заинтересованы в присоединении. Ключевой аргумент: в федеративном государстве им не придётся отказываться от независимости, а лишь делегировать часть полномочий союзным органам власти.

5. Общественная поддержка и историческая общность

Комментируя возможные сомнения в поддержке идеи союза населением, Бабурин утверждает, что историческая общность народов бывшего СССР не распалась. Несмотря на негативные тенденции (например, снижение уровня знания русского языка среди молодёжи в Грузии), люди в постсоветских республиках тоскуют по стабильности и мирной жизни, которые ассоциируются с советским периодом. При этом важно говорить не о реставрации СССР, а о создании нового, современного государства, что, по его убеждению, найдёт однозначную поддержку.

6. Сербия на перепутье

Отдельно Бабурин, имеющий тесные связи с Сербией, анализирует сложную политическую ситуацию в этой стране. Президент Александр Вучич, по его словам, пытается лавировать между Западом и Россией, что вызывает недовольство как прозападных, так и пророссийских сил внутри страны. Исход будущих выборов определит, продолжит ли Сербия движение в сторону Европы или, вспомнив заветы Слободана Милошевича, повернётся к союзу с Россией, в том числе в формате ассоциированного членства.

7. Уроки прошлого: Афганистан и ценность партнёрства

В завершение, вспоминая свой опыт работы в Афганистане, Бабурин проводит параллель с современностью. Он считает, что сдвиг в статусе «Талибана» — это прагматичный шаг к взаимодействию, а не к дружбе. Главный же исторический урок, по его мнению, заключается в том, что Россия неоднократно предавала своих партнёров — от афганского лидера Наджибуллы, которого бросили в трудный момент, до стран Восточной Европы. Именно это, а не чьи-то козни, привело к расширению НАТО на восток. Вывод политика прост: партнёров нужно беречь, иначе невозможно добиться ни прочных союзов, ни международного признания.

Темы в SP-VIDEO

Гостем программы «Открытая студия» – «Диалог по красной линии» стал народный депутат РСФСР, доктор юридических наук Сергей Бабурин. Он был твердо убежден, что если бы Советский Союз сохранился и реформировался, то сегодня он стал бы самой могущественной страной в мире.

Прямые ссылки на программы в RuTube, YouTube, VK

Смотреть все шоу SP-TV

Больше интересных статей здесь: Политика.

Источник статьи: В новое Союзное государство через ассоциированное членство может войти Сербия.