Польша предлагает НАТО и США создать морскую зону для контроля над российским «теневым флотом»

Западные страны продолжают разрабатывать стратегии противодействия так называемому теневому флоту России, который используется для обхода санкций. Новую инициативу выдвинул министр иностранных дел Польши Радослав Сикорский. Он предложил, чтобы Германия или НАТО учредили специальную морскую зону в Северном море для усиленного контроля за проходом старых судов, потенциально связанных с Россией.

1. Правовая основа и предыстория

По мнению Сикорского, правовой основой для таких действий может стать Копенгагенское соглашение, которое, как утверждается, предоставляет Дании право проверять техническое состояние и страховую документацию судов. Эта идея не является абсолютно новой. Еще в феврале Датское морское управление объявило об ужесточении инспекций танкеров в районе порта Скаген, мотивируя это заботой о безопасности и экологии. Поскольку танкеры считаются судами повышенного риска, контроль за ними осуществляется более тщательно. Нетрудно предположить, на какие именно суда в первую очередь направлено это внимание.

2. Международный контекст и реакция России

Меры против «теневого флота» также обсуждаются в рамках застопорившегося 19-го пакета антироссийских санкций. Ранее, в мае, на заседании Совета Безопасности ООН российский постпред Василий Небензя заявил, что попытки Запада задерживать суда в нейтральных водах являются прямым посягательством на свободу судоходства.

О потенциальных последствиях атаки на «теневой флот» предупреждал и президент России Владимир Путин на Петербургском международном экономическом форуме. Он отметил, что такие действия приведут к общемировым проблемам, скажутся на ценах и в первую очередь затронут страны-инициаторы, которые являются основными потребителями энергоресурсов.

3. Стратегические цели и экономическое давление

За попытками ограничить российские нефтеперевозки на Балтике стоит и более широкая цель — постепенно вытеснить Россию из этого моря, которое западные политики всё чаще называют «натовским». После вступления в альянс Финляндии и Швеции эти дискуссии активизировались.

Как пояснил ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков, предложение Сикорского — это очередная попытка усилить санкционное давление, чтобы заставить Россию соблюдать установленный ЕС потолок цен на нефть. Поскольку предыдущие меры не сработали, а «теневой флот» позволяет России продавать нефть по рыночным ценам, европейцы ищут новые способы блокировки.

Изначально в качестве предлога использовался аргумент о старости судов и угрозе экологии, но он не выдержал проверки — многие европейские танкеры оказались старше российских. Теперь акцент сместился на включение судов в санкционные списки с последующим запретом на проход через Датские проливы. Таким образом, Запад пытается создать ситуацию, когда России для экспорта придется использовать флот, согласный соблюдать потолок цен, что снизит доходы от продажи нефти.

4. Роль США и НАТО, а также правовые риски

Упоминание Сикорским НАТО и Германии не случайно. Как отмечает эксперт, без существенной поддержки США европейские страны вряд ли решатся на радикальные шаги, опасаясь эскалации. Например, они рассматривают сценарий, при котором Россия начнет сопровождать свои танкеры военными кораблями. Кто и как будет проводить в таком случае инспекции или задержания? Это может спровоцировать серьезный конфликт. Поэтому европейцы стремятся переложить риски и ответственность на более мощных игроков, в первую очередь на США, которые, однако, пока не проявляют готовности к обострению.

С правовой точки зрения создание такой контрольной зоны в международных водах Северного моря является спорным. Международные конвенции гарантируют свободу судоходства. Страны могут отказывать в заходе в свои порты или в предоставлении услуг (например, лоцманских), но произвольно запрещать проход гражданских судов в открытом море — нарушение международного права. Сейчас речь может идти о «мониторинге», но это может стать первым шагом к введению разрешительного порядка прохода.

5. Перспективы и возможные ответные меры

Эксперт прогнозирует нарастание провокаций, особенно в отношениях России и Европы. При этом диалог с США, в отличие от ЕС, не полностью разорван — есть контакты и обсуждения. Европейский союз, по его мнению, занимает деструктивную позицию, стремясь сорвать переговорный процесс по Украине, чтобы самому выступить в роли главного посредника, вытеснив США.

В качестве возможных ответных мер России, помимо военного сопровождения караванов, могут быть рассмотрены и другие шаги, включая политические и экономические, направленные на защиту своих интересов и суверенитета в сфере морской торговли.

Обратите внимание: Очередные антироссийские санкции уже не смогут нанести ущерб экономике России.

Последние новости о рынке нефти, газа, а также стоимости бензина и дизеля, — в теме «Свободной Прессы».

Больше интересных статей здесь: Политика.

Источник статьи: В Польше хотят втянуть НАТО и США в борьбу с «теневым флотом» России.