Оппозиция решила объявить импичмент премьеру, но сама между собой власть не поделила

Армянская оппозиционная фракция «Честь имею» подготовила проект заявления парламента о выражении недоверия премьер-министру Николу Пашиняну.

«Правительство … не только не выполнило свои обязательства, существенно отклонившись от представленной им же самим и одобренной парламентским большинством программы, но и не смогло эффективно реагировать на вызовы, стоящие перед государством, зачастую становясь причиной возникновения новых вызовов», — говорится в проекте заявления.

В документе отмечается, что деятельность властей привела к системному кризису на всех уровнях государственного управления. Оппозиция также обвиняет Пашиняна в капитуляции, потере Арцаха, неспособности освободить находящихся в Азербайджане под стражей военнопленных и лидеров карабахских армян, нарушении территориальной целостности страны, авантюрной внешней политике, односторонних уступках, срыве процесса международного признания геноцида армян, ухудшении отношений с союзниками и изоляции страны, откате от демократии и нарушении прав человека.

По закону за импичмент должны проголосовать как минимум 54 депутата из 107. При этом для запуска процесса импичмента в парламенте требуются подписи 36 депутатов. В две оппозиционные фракции: «Армения» и «Честь имею» — входят 34 депутата. У правящей партии «Гражданский договор» 69 мандатов. В чем смысл этой не очень перспективной попытки? Тем более, что до выборов всего год, а Пашинян и так может проиграть их.

— Очевидные цели парламентской фракции «Честь имею» при запуске такой процедуры (ст. 115 Конституции Армении использует для этого термин «выражение недоверия премьер-министру») — мобилизовать сторонников на старте активной подготовки парламентской кампании-2026, причем, как для протестного голосования в будущем, так и для участия в массовых акциях осенью, — убежден политический аналитик Михаил Нейжмаков.

— Экс-президент страны Серж Саргсян, на которого ориентируется эта фракция, еще в июне 2025 года отмечал, что такая процедура должна запустить уличную протестную активность (тогда он произнес реплику «конечно, сгенерирует, как же без улицы?»).

Кроме того, Серж Саргсян и его сторонники в данном случае стремятся усилить свое влияние внутри оппозиционного лагеря. Сюжет о процедуре недоверия премьеру Армении отражает еще и борьбу за влияние между самими оппозиционными политиками. Одно из проявлений этих разногласий — достаточно скептическое отношение к этой инициативе, которое высказывал другой экс-президент страны, Роберт Кочарян, на которого как раз ориентируется фракция «Армения» в парламенте.

«СП»: Оппозиция заявляет, что правительство Пашиняна не выполнило свои обязательства. А какие именно?

— Круг претензий широк. Упор, конечно, делается на внешнеполитические вопросы, но в проекте заявления, подготовленного фракцией «Честь имею», звучали обвинения в «расцвете коррупции и протекционизма», а также социально-экономических проблемах страны. Тактика инициаторов вотума недоверия в данном случае объяснима: выдвинуть как максимально широкий круг претензий к премьеру, чтобы мобилизовать вокруг них как можно большую аудиторию

Тут можно провести осторожные аналогии из российской истории — с запуском процедуры импичмента Борису Ельцину в 1999 году, когда список обвинений тоже был достаточно широким — пять пунктов, по-разному воспринимавшихся разными группами противников тогдашнего президента.

«СП»: Есть шанс на успех импичмента? Насколько идея отставки Пашиняна популярна в обществе?

— Поскольку абсолютное большинство мест в Национальном собрании Армении контролирует правящая партия «Гражданский договор», шансов, что такое постановление будет поддержано парламентом, конечно, нет.

По версии опроса MPG/Gallup International Аssociation, проводившегося среди граждан страны 23−25 июня, 35,1% респондентов были готовы однозначно, а 18,6% - скорее поддержать такую процедуру.

Обратите внимание: Пашинян заявил, что участие наемников в Карабахе нужно расследовать на международном уровне.

Можно спорить, насколько точно это отражает общественные настроения, но заметный антирейтинг у Никола Пашиняна присутствует. Однако в данном случае просто значительное число сторонников выражения недоверия премьеру среди граждан не влияет на успех процедуры.

Может иметь значение массовость митингов, которые поддержали бы инициативу недоверия премьеру, но мы уже видели, что правительство Пашиняна в предыдущие годы удерживало контроль над внутриполитической ситуацией и на фоне весьма масштабных протестных кампаний.

То есть, чтобы оказать серьезное давление на правительство Армении, такая кампания должна быть более массовой или более жесткой, чем, например, весной-в начале лета 2024 года.

Опять же, чтобы создать реальную угрозу правительству Пашиняна, силовые структуры страны должны быть демотивированы гораздо больше, чем тогда. Однако пока явных предпосылок для такого сценария не наблюдается. Можно вспомнить, что и аресты весьма заметных деятелей оппозиции и представителей Армянской апостольской церкви настолько массовой протестной кампании, чтобы представлять угрозу для команды Никола Пашиняна, не вызвали.

«СП»: Выборы через год. Есть ли у Пашиняна шанс их выиграть? Не получится так, что он опять удержится только на антирейтинге оппозиции?

— Это, безусловно, будет сложная кампания для Никола Пашиняна и его партии «Гражданский договор». Итоги прошедших в марте 2025 года муниципальных выборов в некоторых общинах Армении показали, что у правящей партии сохраняется достаточно существенная поддержка. Например, в общине Паракар эта партия получила 31,89%, а в Гюмри — 36,8% голосов. Но те же выборы показали и уязвимость «ГД» — ведь в Паракаре партия заняла лишь второе место, а в Гюмри, став лидером гонки, не получила абсолютного большинства и не смогла добиться избрания местным Советом старейшин своего кандидата в мэры.

Партия Пашиняна в 2026 году вполне может оказаться в ситуации, когда она еще сможет выйти на первое место на выборах, но абсолютное большинство в парламенте утратить. В таком случае это будет чем-то напоминать, например, ситуацию после парламентских выборов в июле 2009 года в Молдавии, когда крупнейшей фракцией стали правящие на тот момент коммунисты, но правительство, в итоге, сформировала группа оппозиционных партий.

Николу Пашиняну в 2026 году понадобится либо найти способ существенно нарастить поддержку, либо иметь на оппозиционном фланге тайного союзника, который сначала соберет часть протестных голосов, а потом вступит с ним в коалицию.

— У импичмента нет шансов пройти парламент. Раз уж Пашиняна не ушли с поста в результате Второй Карабахской войны, он не лишится его и сейчас, — считает и экс-боец ополчения ЛНР Александр Аверин. — Несмотря на все ошибки Пашиняна, оппозиция ещё менее популярна, чем он сам. Карабахский клан поссорился с местной политической элитой еще в 90-е и не пользуется поддержкой в Ереване. Какой-то шанс противникам Пашиняна оставляет конфликт последнего с Армянской церковью.

«СП»: На что или на кого ориентироваться России делать в этой ситуации?

— Наша страна должна ориентироваться не на договоренности с отдельными местными лидерами, а на повышение своего влияния в армянской гражданской среде. Тот случай, когда нужно посмотреть, как это делают США.

Больше интересных статей здесь: Политика.

Источник статьи: Оппозиция решила объявить импичмент премьеру, но сама между собой власть не поделила.