Азербайджан открывает новый логистический коридор для России, заявив о готовности пропускать российские товары в Армению через свою территорию. Об этом сообщил вице-премьер РФ Алексей Оверчук, отметив, что «Российские железные дороги» уже прорабатывают технические детали организации таких перевозок. Это заявление последовало за словами президента Азербайджана Ильхама Алиева о транзите казахского зерна в Армению. Возникает вопрос: означает ли это конец транспортной блокады Армении и скорое возобновление прямого железнодорожного сообщения, например, по маршруту Москва — Ереван?
1. Исторический контекст и альтернативные маршруты
Как поясняет историк и эксперт Изборского клуба Александр Дмитриевский, после распада СССР Азербайджан стал ключевым звеном в железнодорожном сообщении Закавказья с Россией. Другие пути либо перестали существовать (как через Абхазию), либо так и не были построены (как линия Алагир — Цхинвал).
В качестве альтернативы долгое время использовались:
- Паромная переправа Порт-Кавказ — Поти: Имеет ограниченную грузовую мощность и не предусматривает пассажирских перевозок.
- Автодороги через Грузию: Военно-Грузинская дорога и ТрансКАМ. Первая подвержена лавинной опасности, вторая после 2008 года используется преимущественно для связи с Южной Осетией.
Таким образом, транзит через Грузию оставался единственным надёжным сухопутным путём для Армении. Маршруты через Иран сложны и дороги из-за отсутствия прямого железнодорожного сообщения и необходимости морского участка через Каспий, а обход Каспийского моря по суше делает перевозки чрезмерно затратными.
2. Почему поезд Москва — Ереван — это небыстро?
По мнению Дмитриевского, для запуска пассажирского сообщения требуется кардинально изменить систему межгосударственных тарифов на постсоветском пространстве. Сейчас тарифы исчисляются в швейцарских франках, что делает стоимость проезда через границу несоразмерно высокой по сравнению с перемещениями внутри одной страны. В результате путешествие на самолёте или автобусе часто оказывается экономически выгоднее.
3. Экономическая целесообразность и политические риски
Политический аналитик Михаил Нейжмаков отмечает, что железнодорожный маршрут через Азербайджан теоретически выгоднее, чем через Грузию, особенно с учётом периодических перекрытий грузинских перевалов зимой. Однако он сопряжён с политическими рисками.
С одной стороны, даже в периоды охлаждения отношений (как летом 2025 года) Москва и Баку сохраняют диалог по экономическим вопросам, заинтересованные в проектах вроде международного транспортного коридора «Север — Юг».
С другой стороны, реализацию могут замедлить неразрешённые противоречия между Азербайджаном и Арменией, а также внутренняя политическая нестабильность в самой Армении.
4. Перспективы восстановления советской сети
Восстановление железнодорожной инфраструктуры региона — вопрос небыстрый. Азербайджан планирует завершить строительство своего участка дороги к армянской границе к 2026 году. В Армении же премьер-министр Никол Пашинян упоминал о потенциальной заинтересованности России в инвестициях в восстановление своих железных дорог. Однако конкретных договорённостей пока нет, а приближающиеся парламентские выборы в Армении (июнь 2026 года) могут ещё больше замедлить переговорный процесс.
5. Кому выгодно, а кому нет?
В выигрыше окажется Армения, получившая альтернативный и, возможно, более дешёвый логистический маршрут, что может положительно сказаться на ценах внутри страны.
Под ударом — экономические интересы Грузии, которая потеряет монополию на транзит российско-армянских грузов. Однако Тбилиси вряд ли сможет активно противодействовать этому процессу.
Главным препятствием эксперты называют не внешнее противодействие, а инерцию и сложности с финансированием масштабных инфраструктурных проектов.
6. Политический подтекст для Армении и России
В азербайджанских Telegram-каналах высказывается мнение, что разблокировка коммуникаций укрепит позиции Никола Пашиняна перед выборами. Действительно, возможность показать населению реальные результаты переговоров с Баку, такие как снижение цен на товары, будет на руку действующему премьеру.
В долгосрочной перспективе это может способствовать росту в Армении лобби, ориентированного на развитие отношений с Азербайджаном и Турцией. Задача России в этой ситуации — сохранить своё экономическое влияние в регионе, участвуя в инфраструктурных проектах и поддерживая пророссийский бизнес в Армении.
Обратите внимание: Какие отношения могут быть между Россией и Европой? кому это выгодно? Что же будет дальше?!.
Больше интересных статей здесь: Политика.
Источник статьи: Кому выгодно, а кому нет разблокировка железнодорожной инфраструктуры Закавказья.