Экономическая выгода или стратегическая угроза: политические риски новых транспортных коридоров в Закавказье

Россия планирует до конца января 2026 года отправить в Армению 132 вагона с пшеницей по новому железнодорожному маршруту через территорию Азербайджана. Об этом сообщает Министерство транспорта РФ. Это решение следует за первой за более чем 30 лет поставкой зерна по этому пути, когда состав из 15 зерновозов проследовал через Азербайджан и Грузию к армянской станции Даларик.

До недавнего времени российский экспорт в Армению осуществлялся преимущественно автомобильным транспортом через сухопутный переход и морским путем с транзитом через Грузию. Новый маршрут потенциально может изменить логистическую картину региона.

1. Экономическая целесообразность под вопросом

Эксперты сомневаются в значительном экономическом эффекте от этого маршрута. Историк и публицист Александр Дмитриевский отмечает, что объемы поставок пока невелики: до конца января планируется отправить около 8000 тонн зерна, что эквивалентно всего трем железнодорожным составам. Основные товары, которые Армения может предложить России — вино, минеральная вода, сельхозпродукция и изделия цветной металлургии — эффективнее перевозить автотранспортом.

Политический аналитик Кирилл Озимко признает, что снятие транспортной блокады теоретически облегчит логистику и снизит расходы для России. Однако, по его мнению, ситуацию нельзя оценивать только с экономической точки зрения.

2. Геополитические риски и «Зангезурский коридор»

Главные вопросы возникают вокруг геополитических последствий. Новый маршрут является частью более масштабного проекта — так называемого «Зангезурского коридора», который должен связать Азербайджан с его эксклавом Нахичевань через территорию Армении. Изначально обсуждалось, что контроль над коридором будет осуществлять российская ФСБ, но ситуация изменилась.

Летом 2023 года Ереван и Баку при посредничестве Вашингтона подписали декларацию о перемирии, в которой Армения обязалась совместно с США определить границы транспортного проекта TRIPP («Дорога Трампа к международному миру и процветанию»). Премьер-министр Армении Никол Пашинян отверг российский вариант обустройства коридора, заявив, что он «ущемляет суверенитет Армении».

Эксперты указывают на опасность того, что контроль над стратегически важной артерией перейдет к Турции и США. Это создает риски не только для России, но и для региональной стабильности в целом. По коридору, в случае необходимости, можно быстро перебрасывать военные грузы и технику, что потенциально может дестабилизировать обстановку по обеим берегам Каспия.

3. Реакция региональных игроков и долгосрочные последствия

Позиция Ирана по этому вопросу неоднозначна. Представители Корпуса Стражей исламской революции заняли жесткую позицию, назвав проект «кладбищем для наёмников Трампа». В то же время президент и министр иностранных дел Ирана высказывались мягче, делая акцент на том, что дорога должна оставаться под контролем Армении.

С экономической точки зрения открытие коридора также несет риски. Он может стать частью альтернативного транспортного маршрута из Китая в Европу (Срединного коридора), идущего в обход России и Ирана, что лишит эти страны части транзитных доходов. Хотя пропускная способность этого пути будет значительно ниже, чем у морских или российских железнодорожных маршрутов, его стратегическое значение от этого не уменьшается.

Как отмечает экс-боец ополчения ЛНР Александр Аверин, ключ от этой транспортной артерии всегда будет находиться в Баку. Любое обострение отношений между Арменией и Азербайджаном может привести к её закрытию, что сделает Армению ещё более уязвимой. Таким образом, краткосрочная экономическая выгода от удешевления логистики может обернуться для Еревана долгосрочными политическими рисками и зависимостью.

Обратите внимание: Какие отношения могут быть между Россией и Европой? кому это выгодно? Что же будет дальше?!.

Больше интересных статей здесь: Политика.

Источник статьи: Какие политические риски несут вроде как экономически привлекательные проекты в Закавказье.