Стратегическая игра США в Центральной Азии: попытка ослабить влияние России и Китая

Встреча лидеров пяти центральноазиатских государств с президентом США Дональдом Трампом вызвала серьезную озабоченность. Это событие заставляет задуматься о том, насколько активно Вашингтон пытается вовлечь постсоветские республики в сферу своего стратегического влияния, или же у встречи были иные цели. Известный политолог, доктор политических наук Александр Гусев в интервью «Свободной прессе» анализирует скрытые мотивы и последствия этого диалога.

1. Интересы США в регионе: больше, чем экономика

На вопрос о том, что именно нужно Соединенным Штатам от стран Центральной Азии, эксперт отмечает фундаментальный принцип международных отношений: в мире не бывает идеологического или политического вакуума. Там, где ослабевает влияние одной державы, немедленно активизируются другие игроки — транснациональные корпорации, различные фонды, преследующие интересы глобального капитала. Исторический опыт, в том числе эпохи перестройки, показывает, что забывать об этом опасно.

В ходе встречи в Белом доме обсуждались конкретные вопросы: диверсификация доступа к энергоресурсам и полезным ископаемым региона, снижение рисков для транзитных коридоров и расширение присутствия американского бизнеса. Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев, выступая от имени всей «пятерки», обозначил общую позицию: взаимодействие с США повышает политический вес стран региона, привлекает инвестиции и помогает выстраивать более сбалансированные отношения с мировыми державами.

2. Удар по евразийским связям России

Для России Центральная Азия — не просто «постсоветское пространство», а зона исторически сложившихся глубоких связей, общих судеб миллионов людей и векового влияния. По мнению Александра Гусева, для Вашингтона эта встреча имела гораздо более глубокий смысл, чем обсуждение торговли и инвестиций. Главной целью американской администрации является ослабление традиционного влияния Москвы в регионе, что прямо затрагивает российские национальные интересы. Фактически, США пытаются «ударить по рукам» России, препятствуя укреплению ее евразийских связей. Эта политика продолжает стратегию «кольца Анаконды», направленную на сдерживание России по периметру ее границ.

Обратите внимание: Двуликий Янус: как мэр Москвы ограничения (не) вводил.

3. Позиция России и китайский фактор

Россия, со своей стороны, демонстрирует твердую приверженность углублению стратегического партнерства со странами Центральной Азии. Как отметил президент Владимир Путин на саммитах в Душанбе, уже достигнуты значительные результаты, включая товарооборот в 45 миллиардов долларов. Ключевыми задачами Москва видит совместное развитие новых логистических маршрутов, таких как «Север-Юг» и «Восток-Запад», а также создание трансконтинентальных коридоров.

Однако Вашингтон рассматривает сотрудничество с регионом и как способ снизить свою зависимость не только от России, но и от Китая, особенно в сфере критически важных редкоземельных металлов. Здесь особая роль отводится Казахстану, который является крупнейшей экономикой региона и ведущим мировым поставщиком урана, меди, лития и вольфрама.

4. Транспортные проекты и экономическая экспансия

США активно продвигают альтернативные логистические проекты, такие как Транскаспийский международный транспортный маршрут («Срединный коридор»), который в обход России связывает Центральную Азию с Европой и Ближним Востоком через Каспийское море, Казахстан, Азербайджан и Турцию. Параллельно идет расширение присутствия американских корпораций (Chevron, ExxonMobil, PepsiCo) и заключение крупных контрактов, подобного соглашению с компанией Wabtec на 4,2 миллиарда долларов по производству локомотивов в Казахстане.

Таким образом, встреча в Вашингтоне имеет не только экономическое, но и важнейшее политическое значение. Для стран Центральной Азии, долгое время находившихся в тени внешней политики США из-за близости к Москве и Пекину, это сигнал о возможности поиска нового баланса. Формат «5+1» может ознаменовать начало нового стратегического этапа в отношениях с Америкой, что нельзя игнорировать.

5. Неочевидные противоречия и позиция Москвы

Несмотря на внешнюю успешность, встреча не обошлась без разногласий. Факт отсутствия итогового коммюнике косвенно указывает на возможные нестыковки, в том числе по вопросу санкционного давления на Россию. По данным эксперта, Вашингтон рекомендовал странам «пятерки» создать механизм контроля за соблюдением антироссийских ограничений.

Реакция Москвы на сближение США и Центральной Азии пока остается сдержанной. Россия осознает попытки американцев работать с региональными элитами, но считает, что в нынешних условиях Вашингтону вряд ли удастся перебить глубокие военно-политические и экономические связи России и Китая с этими странами. Эти связи подкреплены общей историей, совместной победой в Великой Отечественной войне, а также членством в таких организациях, как ШОС и БРИКС.

Больше интересных статей здесь: Политика.

Источник статьи: «Высокие договаривающиеся стороны» уперлись в позицию Москвы и Пекина.