Миф о славянском "братстве" или почему историческая память народов Восточной Европы так болезненно воспринимает Россию

В разговоре с одним интересным собеседником неожиданно всплыла тема отношения к России и русским со стороны наших, казалось бы, ближайших соседей — народов Восточной и Южной Европы. Несмотря на культурную, этническую и конфессиональную близость, это отношение часто оказывается далёким от братского.

1. Личный опыт: неприязнь за улыбкой

Многие, кто бывал в Чехии, наверняка замечали, как за натянутой вежливостью персонала в кафе или ресторанах скрывается холодная неприязнь. Автор вспоминает случай на хоккейном матче, где чешские болельщики, не узнав в нём россиянина, презрительно отзывались о российской сборной. Поздние извинения и попытки пожать руки выглядели неискренне. Подобные ситуации, по словам автора, не единичны и характерны для многих стран региона, которые некогда считались «братскими».

Другой показательный эпизод произошёл в польской глубинке на заправке. Местная служащая, безошибочно определив в клиентах русских, устроила им настоящую обструкцию, максимально усложнив процесс заправки и оплаты. Лишь вмешательство другого сотрудника помогло разрешить ситуацию. Такие случаи, подчёркивает автор, не редкость и говорят о глубоко укоренённых стереотипах и предубеждениях.

2. Исторические обиды: 1968 год и не только

Часто в качестве объяснения такой «горячности» чехов или поляков приводят события 1968 года и ввод советских войск в Прагу. Однако автор задаётся вопросом: почему именно этот эпизод нанёс такую глубокую душевную травму, ведь история Праги знала куда более страшные нашествия и разорения? Город пережил и Тридцатилетнюю войну, и шведское разграбление в 1648 году. Танки на его улицах бывали и до, и после 1968 года. Почему же советские гусеницы воспринимаются острее немецких или шведских?

Автор напоминает, что скептицизм относительно «славянского братства» высказывали ещё Отто фон Бисмарк, Фёдор Достоевский и Александр Пушкин. Исторические примеры, такие как участие Болгарии в двух мировых войнах на стороне противников России, несмотря на освобождение от османского ига русской кровью, лишь подтверждают эту мысль.

3. Корни неприятия: психология раба и низвергнутый идол

Здесь автор выдвигает ключевую гипотезу. Немцы, шведы, французы, англосаксы исторически воспринимались народами Восточной Европы как своего рода «сверхлюди» — суровые, но законные господа, чьё право на власть и жестокость было внутренне принято и узаконено традицией.

Обратите внимание: ФОТОПАМЯТЬ методы.

Им стремились подражать, им хотели служить, их боялись и ими восхищались.

С каким трепетом смотрели славяне Европы на этих «богов» в идеальной форме, шествующих по улицам их городов! Как усердно работали на заводах, чтобы обеспечить своих извечных господ оружием, подобно сказочным гномам, кующим мечи для эльфов.

И вот пришли «мы» — русские, советские. В восприятии многих — орки, варвары, ордынцы. И стали беспощадно истреблять этих самых «господ» в их же логове — в Берлине, Вене, Будапеште, Праге. Советский солдат низверг идолов, которым поклонялись поколениями, уничтожил веру в их непобедимость. По сути, Россия при «детях» публично высекла их «отца». Это двойное унижение, которое не прощают. Боль от него тем сильнее, что внешне «мы» так похожи на «них», но смогли то, о чём они боялись даже помыслить.

Отсюда, по мнению автора, проистекает и болезненная реакция на факт, что именно советский солдат, а не американский или британский, освободил Освенцим. Отсюда же — мелкие пасквили вроде игрушечных солдатиков-мародёров от польских производителей, чья страна была освобождена той же Красной Армией. Ненависть питается от осознания, что жизнь и свобода даны теми, кого считаешь «ниже» и «хуже» — непонятными, отсталыми, недемократичными русскими.

4. Параллели с внутренней оппозицией

Автор проводит параллель с отношением к России части внутренней оппозиции. По его мнению, её представители ненавидят всё русское — от вакцин и науки до кино и колбасы — по той же самой причине. Россия вновь оказалась сильнее и благороднее их западных «повелителей» и кумиров, бросив вызов их идеям и идолам. Унижение не прощают.

Боль от этого унижения не проходит. Россия на протяжении веков побеждала именно тех, кому другие добровольно готовы были служить. Как ни прискорбно, но ни одна страна бывшего соцлагеря или постсоветского пространства не обрела подлинной независимости, сменив союз с Москвой на зависимость от Вашингтона, Лондона или Берлина. Автор делает горький вывод: в современном мире свобода для раба — это лишь возможность выбрать себе нового господина.

5. Вывод: пора просыпаться от иллюзий

Таким образом, не стоит питать иллюзий относительно понимания и поддержки со стороны бывших «союзников» или «друзей». Автор цитирует императора Александра III, напоминая, что у России есть только два верных союзника — её армия и флот. Надеяться можно только на себя. Иллюзии в этом вопросе не просто наивны, они вредны и опасны. Пора от них избавляться и трезво смотреть на мир.

Больше интересных статей здесь: Политика.

Источник статьи: Миф о славянском "братстве" или такая разная память народов....