Будущее фискальной политики: от монетарного доминирования к социально-ориентированным реформам

Заявление ФРС о готовности допустить превышение целевого уровня инфляции — яркое свидетельство того, насколько глубоко мировая экономика погружена в эпоху сверхмягкой денежно-кредитной политики. Постоянная поддержка центральных банков создаёт иллюзию стабильности, что ослабляет стимулы для проведения структурных реформ в фискальной сфере и на финансовых рынках.

1. Эпоха монетарного доминирования подходит к концу

В настоящее время фискальная политика многих стран остаётся в режиме чрезвычайного реагирования, сосредоточившись на краткосрочном восстановлении экономики после пандемии, а не на долгосрочных структурных преобразованиях. Однако текущая ситуация, когда возможности монетарной политики практически исчерпаны, может стать поворотным моментом. Мир после COVID-19, вероятно, станет свидетелем перехода от десятилетия агрессивного монетарного стимулирования к более активной и изобретательной фискальной политике, дополненной реформами со стороны предложения.

2. Пределы возможностей центральных банков

Денежно-кредитная политика приближается к своим практическим и теоретическим пределам. Расширение балансов центральных банков не может продолжаться бесконечно. Более того, центральные банки всё чаще берут на себя задачи, которые выходят за рамки их традиционного мандата, — борьба с изменением климата, неравенством, расовой дискриминацией. Эти глобальные проблемы требуют комплексных политических решений, а не только монетарных инструментов.

Ключевая проблема современности — низкая производительность труда — усугубляется неэффективными инвестициями, которые порождает избыточная ликвидность. Решение лежит в плоскости долгосрочных государственных вложений в образование, технологии и программы переподготовки кадров.

3. Новые тренды: трансформация труда и «ценностный» подход

На фоне этих изменений передача инициативы от центральных банков к правительствам выглядит всё более логичной. Этому способствуют два новых тренда: трансформация рынка труда и внедрение «ценностей» в процесс разработки политики.

Пандемия высветила уязвимость работников на атомизированных рынках труда, где конкуренция снижает совокупную заработную плату, а социальные гарантии (пенсии, медицинское страхование) ослабевают. В то же время кризис заставил общество переоценить социальную значимость многих профессий, особенно в государственном секторе, который годами недофинансировался.

4. Переосмысление ценности труда

Идея о разной социальной ценности профессий получила широкое обсуждение, в том числе благодаря работам антрополога Дэвида Грэбера. Он справедливо отмечал, что мир легко обойдётся без множества менеджеров и консультантов, но окажется в катастрофе без учителей, докеров или медсестёр. Этот тезис ставит вопрос о том, как экономическая политика может отражать эту разницу в ценности.

5. Направления реформ: инвестиции в общественные блага и налоговая инженерия

Эксперты видят два основных пути реформ. Во-первых, необходимо кардинально пересмотреть роль государственных инвестиций в экономику. В таких странах, как США и Великобритания, decades of underinvestment в образование, здравоохранение и инфраструктуру привели к их системной деградации. Требуется новая повестка, признающая эти сферы фундаментом процветания, а не обузой для бюджета.

Во-вторых, возможен смелый политический эксперимент по явной увязке налоговой политики с социальной ценностью профессий. Это может выражаться в дифференцированных налоговых ставках или льготах. Например, можно создать стимулы (через налоговые вычеты, льготные кредиты на образование) для привлечения людей в профессии с высокой социальной значимостью — врачей, учителей, пожарных. И наоборот, для видов деятельности с сомнительной общественной пользой налоговое бремя может быть увеличено.

6. Практические шаги: международный стандарт и целевые стимулы

Более тонкий подход предполагает разработку международно-признанной классификации профессий по их социальной значимости (например, под эгидой ОЭСР). На основе такой классификации правительства могли бы создавать точечные фискальные стимулы. Это помогло бы решить кадровые проблемы в жизненно важных секторах, привлекая туда таланты, которые в ином случае ушли бы в финансы или консалтинг.

Пандемия COVID-19 обнажила системные дисбалансы и заставила задуматься о том, что по-настоящему ценно для общества. В постковидном мире эксперименты по согласованию фискальной политики с социальными приоритетами могут стать новой реальностью, знаменуя конец эры, когда единственным ответом на любые вызовы была печатная машинка центрального банка.

Источник: https://finapin.ru