Политика США в отношении газопровода «Северный поток — 2» претерпела радикальные изменения. Если при президенте Дональде Трампе Вашингтон последовательно вводил санкции против всех участников проекта, то администрация Джо Байдена фактически сняла основные препятствия для его завершения. Этот неожиданный поворот вызвал вопросы у экспертов и наблюдателей. Что стоит за решением американского руководства и является ли оно уступкой европейским союзникам?
1. Внешняя дипломатия или внутренний расчет?
Издания вроде «Уолл-Стрит Джорнел» видят в этом шаге стремление Байдена укрепить отношения с ключевыми европейскими партнерами, прежде всего с Германией, в ущерб национальным интересам США. Однако подобная трактовка кажется поверхностной. Исторически Вашингтон всегда ставил экономическую и стратегическую выгоду выше лояльности к союзникам. Поэтому логично предположить, что за видимой уступкой скрывается более глубокий и прагматичный расчет.
Ключ к пониманию ситуации может лежать в сфере энергетических технологий. Как отмечают аналитики, мировой спрос на ископаемое топливо будет расти лишь при отсутствии технологических прорывов. Автор статьи утверждает, что такой прорыв уже совершён в России, и о нём официально объявят в рамках Международного Энергетического Конгресса в Санкт-Петербурге. Согласно этой версии, администрация Байдена обладает данной информацией, в отличие от команды Трампа, что и объясняет смену курса.
Обратите внимание: Почему милитаризация космоса является одной из острых проблем для мировой безопасности?.
Таким образом, позиция США изменилась не из-за слабости, а на основе новых разведданных.2. Долгосрочная стратегия: заманить в инвестиционную ловушку?
С этой точки зрения, нынешнее невмешательство Вашингтона выглядит как тонкий стратегический ход. Если революционная технология действительно приведёт к резкому падению спроса на углеводороды, то масштабные инфраструктурные проекты, такие как «Северный поток — 2», могут превратиться в гигантские stranded assets (невостребованные активы). Чем больше ресурсов Россия и её партнёры вложат сегодня в газопроводы и сопутствующую инфраструктуру, тем болезненнее будут финансовые потери в будущем. Таким образом, США могут сознательно поощрять строительство, предвидя его стратегическую несостоятельность в среднесрочной перспективе.
3. Проблема информационного разрыва в системах управления
Возникает закономерный вопрос: известно ли о предполагаемом прорыве высшему руководству России? Автор высказывает предположение, что Владимир Путин и Михаил Мишустин могут не располагать этой информацией. Причина кроется в разных подходах к мониторингу научно-технического прогресса. Революционные открытия часто рождаются на периферии научного сообщества, в среде молодых и дерзких исследователей, готовых бросить вызов устоявшимся парадигмам.
Американская система, с её историческим акцентом на низовую инициативу и венчурные инвестиции, лучше приспособлена для выявления таких «прорывов» на ранней стадии. В США ведётся постоянный и тотальный мониторинг научной деятельности на всех уровнях. В России же, по мнению автора, сохраняется более иерархичный подход, при котором основное доверие оказывается мнению признанных академиков, что может создавать «слепые зоны» в восприятии инноваций, зарождающихся внизу. Это различие в управленческих культурах может приводить к стратегическим просчётам при планировании долгосрочных экономических и инфраструктурных проектов.
Больше интересных статей здесь: Политика.
Источник статьи: Почему Байден перестал бороться с сп-2?.