На фотографии из открытых источников: Уинстон Черчилль с Бернардом Барухом, известным американским финансистом и советником президентов, которого часто называли «Хозяином». Снимок сделан 19 августа 1870 года в Нью-Йорке.
1. Автор и источник
Статья написана Уинстоном Черчиллем, будущим легендарным премьер-министром Великобритании.
Оригинальное название: «Сионизм или Большевизм».
Альтернативный заголовок: «Борьба за души еврейского народа».
Впервые материал был опубликован в газете Illustrated Sunday Herald 8 февраля 1920 года, на пятой странице.
Источник: http://www.fpp.co.uk/bookchapters/WSC/WSCwrote1920.html
На русский язык статья переведена в 2003 году Столешниковым А.П.
Далее следует текст самого Уинстона Черчилля.
2. Введение: Двойственная природа
Черчилль начинает с провокационного заявления: отношение к евреям может быть разным, но для любого мыслящего человека очевидно, что это одна из самых значительных и влиятельных рас в мировой истории. Он цитирует другого британского премьера еврейского происхождения, Бенджамина Дизраэли, который утверждал, что судьба народов зависит от их отношения к евреям. В качестве примера Черчилль приводит контраст между жестокостью, проявленной в ходе революции в России, и относительно мягким положением евреев в Англии, видя в этом подтверждение слов Дизраэли.
3. Противоположности внутри народа
Автор развивает мысль о двойственности, присущей еврейскому народу. С одной стороны, именно евреи подарили миру христианскую этику — основу западной цивилизации, построенной на обломках Рима. С другой — из той же среды, по мнению Черчилля, исходит «Евангелие Антихриста» — разрушительная философия большевизма. Он видит в этом трагический парадокс: один народ оказался источником как величайшего блага, так и потенциального зла.
Черчилль предостерегает от обобщений, напоминая, что в любой нации есть хорошие, плохие и обычные люди. Однако у «гениального народа», каковыми являются евреи, эти контрасты выражены особенно ярко.
4. Три политических течения
В современную ему эпоху Черчилль выделяет три ключевых направления в еврейской политике.
1. Национальные евреи
Это евреи, лояльные странам своего проживания. В Англии такой человек скажет: «Я англичанин иудейского вероисповедания». Черчилль отмечает их вклад в победу союзников в Первой мировой войне, включая службу в армии. В России, несмотря на ограничения, они, по его словам, преуспели в бизнесе, банковском деле, развивали кооперативное движение и поддерживали либерально-демократические, прозападные силы.
2. Интернациональные евреи (большевики)
Именно это течение Черчилль считает крайне опасным. Он описывает его как всемирный заговор выходцев из беднейших слоёв, отошедших от веры предков. Их цель — разрушение цивилизации и установление общества, основанного на зависти и насильственном равенстве. Черчилль прослеживает корни движения от Спартака (Вейсгаупта) через Карла Маркса до современных ему революционеров: Троцкого, Бела Куна, Розы Люксембург. Он ссылается на писательницу Несту Вебстер, утверждавшую о решающей роли этого заговора во Французской революции.
Особенно подчёркивается, по мнению Черчилля, доминирующая роль «интернациональных и большей частью атеистических евреев» в большевистской революции в России. За исключением Ленина (о чьём еврейском происхождении тогда широко не знали), все ключевые лидеры — Троцкий, Зиновьев и другие — были евреями. Та же картина, по его словам, наблюдалась в кратковременных советских республиках Венгрии (Бела Кун) и Баварии.
Черчилль констатирует, что эта «ничтожнейшая горстка» населения вызвала волну жестокости и мести, обрушившуюся на всех евреев России, большинство из которых не имело отношения к большевизму.
3. Сионисты
Третье течение — сионизм — Черчилль видит как конструктивную альтернативу разрушительному большевизму. Сионизм предлагает евреям национальную идею и дом. Благодаря завоеванию Палестины Великобритания, по мнению автора, получила исторический шанс и ответственность создать там еврейский национальный очаг (Декларация Бальфура). Черчилль верит, что такое государство, пусть и не вмещающее всех евреев мира, будет благом для всего человечества и соответствует интересам Британской империи.
Он отмечает, что сионизм уже стал конкурентом большевизму за влияние среди евреев, и яростные атаки Троцкого на сионизм и его лидера Хаима Вайцмана — прямое тому доказательство. Черчилль называет это борьбой за душу еврейского народа.
5. Призыв к действию и послесловие
Черчилль призывает «национальных», лояльных евреев активнее бороться с большевистским заговором, чтобы восстановить доброе имя своего народа. Он считает, что пассивности недостаточно, и ключом к решению является скорейшее строительство национального центра в Палестине.
В послесловии переводчик Столешников даёт свою оценку. Он скептически относится к оптимизму Черчилля, полагая, что сионизм в XX веке стал не альтернативой, а новой, более успешной формой реализации глобальных амбиций. Переводчик также приводит интересный факт: в 1950-х годах Черчилль отказался дать разрешение на переиздание этой статьи. Упоминается и финансовая поддержка, оказанная Черчиллю еврейским финансистом Генри Стракошем в 1938 году, что, по мнению переводчика, могло повлиять на его последующую просионистскую позицию.
Свободно доступный демотиватор, иллюстрирующий тему.
Интересное: "Нужно гнать русских из Армении, победим без русских!" - Мариам Пашинян - дочь премьер-министра Армении.
Интересное еще здесь: Политика.
Знаменитая забытая статья знаменитого премьер-министра Англии Уинстона Черчилля.