Криминальная субкультура, основанная на так называемых «понятиях», сформировалась в советских лагерях в 30-40-е годы XX века. Эти неформальные законы, противоречащие нормам цивилизованного общества, со временем вышли за пределы тюремных стен. К 90-м годам миф о «благородных бандитах», живущих по своим правилам чести, достиг пика популярности, захватив умы молодежи и проникнув в массовую культуру через песни и фильмы.
1. Парадокс восхищения преступником
Идеализация фигуры преступника — это социально-психологический феномен, который заслуживает глубокого изучения. Стремление видеть в воре «честного человека» — это не просто житейский парадокс, а симптом серьезных искажений в общественном сознании и коллективном восприятии справедливости.
Откуда же берутся корни этого явления? Часто его объясняют историческим контекстом: массовыми репрессиями, когда многие люди оказывались в заключении «ни за что». Однако парадокс в том, что жертвы несправедливой системы, объединяясь, создавали сообщества, где нормой становились:
- Насилие и специфические формы взаимоотношений (включая гомосексуальные практики как инструмент подавления).
- Откровенно враждебное отношение к государству и его институтам.
Этот феномен можно частично понять, рассматривая его как реакцию на социально-экономические трудности, низкий уровень жизни и всеобщее чувство обиды и несправедливости. В таких условиях легко найти виноватых — будь то сосед, успешный бизнесмен или само государство. Это оправдывает в глазах человека его собственный выбор идти по криминальному пути, грабить «нечестных богатых» и даже совершать насилие.
2. Русская ментальность и поиск «альтернативной справедливости»
Романтизация бандитизма в той или иной степени существовала в разных культурах (вспомним Робин Гуда или американских гангстеров). Однако в России это явление приобрело уникальные масштабы, породив феномен «честного вора». Русскому менталитету свойственна сильная тяга к высшей, «справедливой» правде, которая часто противопоставляется формальному закону. Стремление жить «по совести», а не «по букве», создает благодатную почву для оправдания противозаконной деятельности под благими лозунгами.
Такие понятия, как «справедливость», «честность» и «совесть», будучи сами по себе прекрасными, в этом контексте часто становятся ширмой для элементарной безответственности, легкомыслия и нежелания строить жизнь в рамках закона. Конечно, криминальные авторитеты иногда помогали простым людям, иначе они не получили бы в народе ореол «защитников». Но кто были эти люди, искавшие защиты у бандитов?
3. Три типа тех, кто ищет покровительства у криминала
- Мелкие нарушители закона. Те, кто уже ведет противозаконный бизнес (например, «чёрные» арендаторы или нелегальные предприниматели) и сталкивается с вымогательством со стороны других группировок. Они ищут защиты у более сильных «братков», расплачиваясь долей от своего дохода.
- Асоциальные элементы и мечтатели о «лёгкой жизни». Люди, не желающие учиться, системно работать и развиваться. Их привлекает иллюзия быстрого и красивого обогащения без труда. Зачастую это морально незрелые, необразованные или психически неустойчивые личности, способные на жестокость ради наживы.
Интересное: Пандемия коронавируса. Самое актуальное на 4 октября.
- Случайно втянутые. Те, кто по глупости, неосторожности или стечению обстоятельств попал в зависимость от преступных группировок и уже не мог из них вырваться.
4. Как криминал становится «своим», а государство — «воровским»
В регионах, где правоохранительные органы были слабы, коррумпированы или просто бездействовали, постепенно сформировался опасный стереотип. Местные «авторитеты», решая какие-то бытовые вопросы (пусть и криминальными методами), начали восприниматься как «свои парни», а далёкое и неэффективное государство — как «воровская» и чуждая сила. Так возник перевёрнутый мир, где преступник может выглядеть «справедливее» чиновника.
Яркие примеры — мэр Владивостока с криминальным прошлым или бывший губернатор Хабаровского края Сергей Фургал, чьё задержание вызвало массовые протесты. Сюда же можно отнести и Сергея Мавроди с его финансовой пирамидой «МММ», которая обманула миллионы.
5. Психовирус, поражающий сознание
Феномены вроде «бандитского государства» и «честного народа» или «воровской власти» и «благородных бандитов» — это опасные психологические вирусы. Они разъедают общество изнутри, подменяя реальные ценности химерами. Вдумайтесь: Мавроди разорил миллионы семей, «братки» 90-х терроризировали бизнес, а Фургалу инкриминируют организацию убийств. И тем не менее находятся те, кто готов их оправдывать: «время было такое», «власть ещё хуже», «он хоть дороги сделал».
Казалось бы, горький опыт 90-х и 2000-х должен был чему-то научить. Однако, как показывает статистика, даже образованные и обеспеченные люди продолжают попадаться на уловки мошенников, отдавая им свои сбережения по телефону. Заработать большие деньги хватает ума, а на то, чтобы проверить звонок из «банка» или задуматься о рисках, — часто нет.
Данные 2020 года наглядно демонстрируют этот парадокс: люди склонны доверять аферистам, сулящим мгновенную прибыль, и игнорировать предупреждения государства и правоохранителей. Решить эту глубокую, почти фольклорную проблему разовыми кампаниями невозможно. Необходима системная работа по чёткому и ясному разграничению добра и зла в общественном сознании, по укреплению правовой культуры и личной ответственности. Только так можно надеяться на позитивные изменения в мировоззрении граждан.
Интересное еще здесь: Политика.
«Честные» воры и «воровское» государство — вирус в мировосприятии.