России пора менять стратегию в Карабахе

Месяц в Нагорном Карабахе опять идет война, ни первая и не последняя.
Армения и Азербайджан готовы уничтожать в этом этническом конфликте свои людские ресурсы до полной и безоговорочной победы. А у России — матушки какой там интерес?

России пора менять стратегию в Карабахе

Сегодняшнее руководство России позиционирует себя как третейского судью, если это касается проблем во взаимоотношениях бывших советских республик. Вся ее внешняя политика направлена на сохранение в этих новорожденных государствах своего стратегического влияния.

Для этого в Москве периодически организовываются встречи министров иностранных дел и руководителей конфликтующих между собой Закавказских государств. Резонный вопрос – зачем?

Ни с Арменией, ни с Азербайджаном у России на данный момент нет явных конфликтных ситуаций. Рассуждая прагматически, отбросив замшелые лозунги о братских народах, попробуем определить, кто из этих двух стран ближе к России в политическом, экономическом и культурном аспектах?

Армения

Государство – член Евразийского экономического союза, в рамках которого Москва выстраивает с ней партнерские взаимоотношения.

В 2019 году товарооборот с Ереваном достиг 2, 5 млрд. долларов при положительном сальдо торгового баланса России в размере 850 млн. долларов. По доле во внешнеторговом обороте с Москвой Армения вышла на 45 место.

Военно-техническое сотрудничество с Арменией строится в рамках Организации Договора о коллективной безопасности. На территории Армении расположена 102 российская военная база (около 5 тыс. военнослужащих), плюс армяно-турецкую и армяно-иранскую границу охраняют российские пограничники (четыре пограничных отряда специального управления ФСБ России в Армении).

Большинство армян – христиане, следуют собственной Армянской Апостольской Церкви, которая подчиняется собственному католикосу. Русская православная церковь поддерживает дружеские отношения с ней, но евхаристического общения между ними нет.

Русский язык в Армении имеет статус иностранного, поэтому в школах республики его не преподают. В августе с. г. в стране вступил в силу закон, вводящий ограничения на вещание российских телеканалов, таких как "Первого сайта", "РТР Планеты", "Культуры".

Сегодняшний внешнеполитический курс страны ориентирован в первую очередь на тесное сотрудничество с Европейским Союзом и США. Ставка делается на армянские диаспоры, проживающие там (например, во Франции и США они составляют 2 млн. и 3 млн. человек соответственно).

Азербайджан

Страна строит свое сотрудничество с Россией на основе отдельных межгосударственных соглашений.

В 2019 году товарооборот с Баку составил 3,2 млрд. долларов при существенном положительном сальдо торгового баланса России в 1,46 млрд. долларов. По доле во внешнеторговом обороте России за прошлый год каспийское государство заняло 42 место.

Россия не единственная страна с кем Азербайджан осуществляет военно-техническое взаимодействие. Вооружение и специальную технику Баку закупает в Белоруссии, Китае и Турции, с которой в последние годы у Баку установился режим особого стратегического партнерства.

Согласно действующей конституции страна является светским государством. Несмотря на это, среди существующих религиозных конфессий ислам занимает доминирующее положение. 96 % населения Азербайджана составляют мусульмане, две трети которых представители шиитского направления, остальные — суннитского.

Русский язык не имеет официального статуса в Азербайджане. Вместе с тем в стране функционируют Славянский университет, более 300 русскоязычных средних школ, в 27 высших учебных заведениях занятия ведутся на русском языке.

В последние годы все большее влияние на внешнеполитический курс страны оказывает соседняя Турция. Ее официальная доктрина в отношении Азербайджана «Один народ – два государства» находит все больше понимание и поддержку в Баку.

Кроме того не стоит забывать, что с 1997 года Азербайджан является членом ГУАМ (Грузия, Украина, Азербайджан, Молдавия), организации за демократию и экономическое развитие, двое участников которой придерживаются открытых антироссийских и русофобских позиций.

Позиция России к конфликту

С момента исчезновения СССР прошло почти 30 лет, а данный межнациональный конфликт до сих пор не разрешен. И это притом, что Россия на дипломатическом уровне организовала и провела десятки встреч лидеров противоборствующих сторон. А что же делает мировое сообщество?

Минская группа ОБСЕ — группа стран-членов ОБСЕ, на которую возложен поиск путей мирного урегулирования конфликта, по факту работает на бумаге. Ее сопредседатели, Франция и США, формально имитируют работу, практически — наблюдают за ходом событий со стороны.

На прошлой неделе в Вашингтоне Госсекретарь США Майкл Помпео провел двухсторонние переговоры с главами МИД каждой из противоборствующих в Карабахе сторон. Не трехсторонние, за общим столом, а по отдельности. Договорились с 26 октября прекратить
боевые действия, вот только слабо в это верится.

Что касается Франции, то на данный момент она сосредоточена на выяснении отношений с главой Турецкой Республики, но ни на самом конфликте.

Единственный, кто действительно проявляет недюжинную активность в регионе – Турция. Новая вспышка Карабахского конфликта – один из этапов стратегического плана ее лидера Реджепа Тайипа Эрдогана по возрождению великой Османской империи.

В сложившихся условиях наивно надеяться, что старые традиционные методы российской дипломатии, основанные на переговорном процессе, дадут желаемый результат. В Баку и Ереване сегодня во внешней политике нет пророссийской ориентации.

Сохранить свое влияние на Южном Кавказе Россия сможет только тогда, когда докажет Баку и Еревану, что она действительно способна найти путь к разрешению этого кровоточащего более ста лет конфликта. Одним из возможных вариантов — принципиально новый подход
России к решению этой проблемы, суть которого:

1. Отказ от малоэффективных трехсторонних встреч в Москве. Проведение международных переговоров в рамках Минской группы ОБСЕ, с активным участием в них в первую очередь Франции и США:

  • В Ереване давно во внешней политике ориентируются на США, которые официально ратуют за скорейшее прекращение огня. Президент Франции в своих заявлениях открыто занял проармянскую позицию.
  • США и Франция союзники Турции по блоку НАТО. Вот пусть они и урезонивают
    зарвавшегося партнера, который является главным вдохновителем и спонсором военной кампании Азербайджана.
  • На политическую сцену в обоих Закавказских государства пришли люди, сформировавшие свое мировоззрение в постсоветский период,
    в основе которого, мягко говоря, главенство североатлантических ценностей. Не стоит отказывать им в возможности убедиться в правильности своего выбора.

2. Отказ Армении и Азербайджана от территориальных претензий на Нагорный Карабах, признание его субъектом международного права как независимого государства. Введение в Нагорном Карабахе внешнего управления под эгидой ООН:

  • Пора оставить историкам в мирных научных спорах выяснение риторического вопроса, кто был первооткрывателем Нагорного Карабаха. Наука должна способствовать прогрессу общества, а не разжигать войны и ненависть между народами
  • Ни Баку, ни Ереван не смогут в составе своих государств обеспечить мирное сосуществование различным этническим или религиозным конфессиям. Груз вековых взаимных претензий слишком велик. Нужен международный и авторитетный гарант. Кто как ни ООН должен выступить в этом качестве.

3. Обеспечение безопасности для всех лиц, кто примет решение вернуться в Карабах после прекращения там боевых действий независимо от их национальной принадлежности:

  • Перед началом боевых действий в Нагорном Карабахе проживало 150 тысяч армян. Часть из них сейчас нашло приют в Армении, но их дом там, они хотят туда вернуться.
  • Сколько за 30-летнюю постсоветскую историю конфликта было беженцев со стороны азербайджанского населения? Много, точные цифры сегодня не важны. Если у них есть желание вернуться – это их право, которое нужно уважать.

4. Для обеспечения стабильности и безопасности в этом регионе ввести миротворческий военный контингент от Франции и Ирана под эгидой ООН:

  • Вопрос об участии России в миротворческой миссии отпадает сразу.
    В противном случае вторым участником будет Турция. А это все равно,
    что запустить в курятник лисицу.
  • Франция готова перехватить лидерство в Евросоюзе у Германии,
    и она — христианская страна. У нее есть богатый опыт миротворческих
    операций в Африке. Поэтому флаг в руки Эммануэлю Макрону. Пора
    молодому лидеру Пятой Республике не на словах, а делом доказать обоснованность своих политических амбиций.
  • Иран – исламская республика, азербайджанский этнос которой составляет более 20 млн. человек. Тегеран совсем не прельщает перспектива появления рядом со своими границами военных баз НАТО. А это вполне реально в случае победы Азербайджана при самом непосредственном участии в этом Турции.

5. В рамках ООН создать программу финансовой и экономической помощи по восстановлению разрушенной в регионе экономике, нормализации условий жизнедеятельности населения.

Данный подход кардинально отличается от всей предыдущей политики России в Закавказье. Гарантирует ли этот подход обязательный успех — нет! Но разве предыдущий решил эту проблему?

Армения и Азербайджан в праве самим выбирать себе союзников и партнеров. Задача России создать все надлежащие условия, чтобы в Баку и Ереване воочию убедились, что между словом и делом — дистанция огромного размера, и что старый друг – лучше новых двух.