Любой военный конфликт начинается не на поле боя, а в сознании людей. Это борьба за умы и сердца. Сначала в общество внедряется определённая идея — тщательно упакованная концепция об исключительности, особом пути и национальном превосходстве. Затем следует этап культурного подавления: запрещается язык "чуждой нации", ликвидируются школы с его изучением. Следующий шаг — создание чёткого и ненавистного образа врага, на которого можно списать все социальные и экономические проблемы.
1. Воспитание ненависти
Молодёжь вовлекают романтикой псевдопатриотических ритуалов: факельные шествия, культ определённых исторических фигур, громкие лозунги. Им вручают орудия агрессии — от дубинок до бутылок с зажигательной смесью — и позволяют "играть" в насилие, не неся за это реальной ответственности, а порой даже поощряя. Так, под внешним влиянием и при поддержке местных элит, вырастает поколение, в чьих головах прочно засел образ врага — "вата", "ватники".
Автор задаётся вопросом: за последнее десятилетие сложно вспомнить призывы к братству и взаимопониманию с той стороны. В памяти всплывают лишь постоянные обвинения и оскорбления в адрес "ватников". Конечно, не все там такие. Но где же голоса тех, кто "не такой"? Почему на первый план выходят только угрозы, проклятия и пустые обещания, а не диалог?
2. Разлад внутри: позиция "стыдливых"
Параллельно с этим внутри страны находится своя группа несогласных — те, кто выходит на акции против военных действий. Автор с горечью отмечает, что, пока российские солдаты выполняют задачи, некоторые публичные личности — артисты, музыканты, блогеры — занимаются публичным "раскаянием" и выражением стыда. Но кем они сами являются в глазах тех, кого осуждают? Ведь для украинских националистов они — та самая презираемая "вата". Неужели они не видели, что происходило все эти 30 лет, начиная с 1990-х?
Для таких "совестливых" граждан автор приводит в пример принцип, любимый в США: патриотизм превыше сиюминутной политики. Цитируются американские политики XIX века, утверждавшие, что будут на стороне своей страны всегда, права она или нет. И здесь звучит прямой вопрос к "властителям дум": разве вам не больно за свою Родину? За своих солдат? Они отправились не завоёвывать и убивать, а чтобы остановить многолетнюю бойню на Донбассе и дать отпор нацизму. Автор желает всем нам твёрдой веры в правоту нашего общего дела.
3. Стихотворное размышление о поиске виноватых
Далее следует стихотворение, которое становится философским продолжением текста. Лирический герой, всегда любивший задавать неудобные вопросы о "генеральной линии", теперь, в эпоху информационного изобилия, чувствует лишь усталость. Вопросы не исчезли, они лишь приняли другую форму: "Почему? За что? И когда?". Он с болью вопрошает, во что превратилась его Отчизна, видя разобщённый народ, ищущий корень своих бед.
Контрастом показаны "народы помельче", которые нашли простой и страшный ответ: во всём виноват внешний враг. Неважно, кто именно — евреи или "вата". Главное — есть против кого направить агрессию, есть цель для ненависти. Телевизионные эксперты и аналитики сыплют мнениями, но какое из этих "великих мнений" стоит того, чтобы за него умирать без тени сомнения?
Ответ герой находит не в политологии, а в вере. Вера — вот что даёт силы жить и стоять до конца, как стояли отцы, защищая землю от захватчиков. Только убеждённость в правоте предков, взявших в руки оружие, может стать опорой в это сложное время.
#политика и общество #украина
#стихи о жизни
Больше интересных статей здесь: Политика.
Источник статьи: Непонятки.