1. Война без срока окончания
Попытки урегулирования затяжного конфликта на востоке Украины формально основываются на Минских соглашениях, подписанных в феврале 2015 года. Этот документ был утвержден участниками Контактной группы и согласован с лидерами стран "нормандской четверки" — России, Германии, Франции и Украины. Позднее, 17 февраля 2015 года, Совет Безопасности ООН одобрил соглашения, приняв резолюцию № 2202, что должно было придать им дополнительный международный вес и легитимность.
2. Бесплодные усилия и застой
Однако на практике процесс урегулирования можно охарактеризовать как «толочь воду в ступе» — много движений, но реального прогресса нет. Несмотря на договоренности, регулярные нарушения режима прекращения огня продолжаются, а отвод тяжелых вооружений от линии соприкосновения так и не был завершен в полном объеме. Ключевые политические пункты соглашений, такие как децентрализация власти и закрепление особого статуса для отдельных районов Донецкой и Луганской областей, остаются невыполненными. Создается впечатление, что для сторон конфликта резолюция Совбеза ООН не является достаточным стимулом для действий.
3. Эскалация и военное строительство
На фоне дипломатического застоя происходит постепенная эскалация. Вопрос о «красной черте» для России остается открытым, особенно в свете расширения военного присутствия НАТО в Черноморском регионе. Еще при президенте Порошенко были выделены земельные участки под возможное строительство объектов для вооруженных сил недружественных государств. При администрации Зеленского эти процессы получили развитие.
В частности, в Очакове (Николаевская область) ускоренными темпами ведется строительство пункта базирования для кораблей НАТО. Он создается на базе бывшего объекта уникального морского спецназа Черноморского флота. Факт передачи пирса для специальных плавсредств и военного городка №9 ВМС Украины новому пункту подтверждает серьезность намерений. На объекте уже работают специализированные инженерные части ВМС США SeaBees («Морские пчелы»), которые возводят ограждения и штабное здание. К работам привлекают и местных рабочих, хотя и на вспомогательных ролях для соблюдения секретности. От них поступает информация о строительстве казарм для американской морской пехоты, складов и ремонтной базы.
4. Риски полномасштабной войны
Президент Украины Владимир Зеленский публично заявил, что «возвращение» Крыма и Донбасса является «национальной государствообразующей идеей». Последние переброски украинских войск к границам непризнанных ДНР и ЛНР многими аналитиками расцениваются как подготовка к возможному решительному наступлению. Похоже, в Киеве возникли сомнения в том, что Россия окажет республикам полноценную помощь в случае полномасштабной агрессии. Сложилось мнение, что Россия будет отвлечена другими конфликтами — в Белоруссии, Киргизии, Нагорном Карабахе или Молдавии.
Однако такая ставка может оказаться роковой ошибкой. Россия неоднократно давала понять, что рассматривает эти территории как зону своих жизненных интересов. Некоторые эксперты полагают, что конфликт может стать для Москвы поводом не только для защиты, но и для исправления «исторической ошибки» и возвращения так называемой Новороссии.
5. Прогнозы и итоги
Украинский политолог Карасев дает пессимистичный для Киева прогноз на случай полномасштабной войны. По его мнению, украинская армия может капитулировать перед Россией «без единого выстрела». Пока же ситуация напоминает «бег на месте»: видимость дипломатической активности, но отсутствие реальных шагов к миру, что лишь усугубляет внутренние противоречия и приближает потенциальный распад украинской государственности.
Владимир с глубинки