Вопрос о том, кто является главным антагонистом в знакомой с детства сказке, на первый взгляд кажется неожиданным. С ранних лет мы привыкли восхищаться ловкостью и умом Кота в сапогах, который помог своему хозяину, младшему сыну мельника, обрести богатство и жениться на принцессе. Однако, если взглянуть на сюжет беспристрастно, без детской наивности, возникает множество этических вопросов к поступкам главного героя.
1. Мошеннический замысел Кота
Кот предстаёт не просто хитрым помощником, а расчётливым мошенником. Его план — выдать недалёкого и бесхарактерного хозяина за маркиза Карабаса и женить на королевской дочере — построен на систематической лжи. Целью кота было не столько благополучие хозяина, сколько собственное возвышение до статуса придворного. Это циничный обман, в основе которого лежит не разовая афера, а создание целой жизни на лжи, где сам кот становится частью этой лживой семьи. Такое поведение ставит под сомнение моральный облик персонажа.
2. Сомнительные методы достижения цели
Сказочный сюжет вызывает вопросы о правдоподобии. Как простому деревенскому коту удалось так искусно подделать социальный статус своего необразованного хозяина и втереться в доверие ко двору? Ещё более спорным выглядит способ получения замка. Его прежний владелец, Людоед, был коварно обманут и съеден самим котом. Даже если допустить, что Людоед был жестоким существом, метод его устранения — обман и физическое уничтожение — делает поступок кота не менее ужасным. По сути, кот совершил акт каннибализма, чтобы завладеть имуществом, что ставит его на одну моральную ступень с тем, кого он победил.
3. Сказка как отражение двойных стандартов
Эта история может рассматриваться как архетипический пример двойных стандартов. Тот, кто мешает достижению цели и обладает желаемыми ресурсами, объявляется «Людоедом» — абсолютным злом. После его устранения победители предстают в ореоле героев, а послушный и управляемый простак вознаграждается властью и статусом. Такой нарратив, заложенный в культурный код, оправдывает любые средства для достижения успеха, если противнику вовремя навешен подходящий ярлык.
В контрасте с этим автор противопоставляет образ русского сказочного героя — Иванушку-дурачка. Его сила не в коварстве и обмане, а в умении договариваться, находить общий язык даже с Бабой-Ягой, приручать Серого Волка и выведывать секреты у Водяного ненасильственными методами. Это иной тип героя, чья мудрость заключается в гармонии и понимании, а не в подмене понятий и силовом захвате.
Вам понравился этот взгляд? Следите по хештегу #сказкиНевеликого! Невеликий русский писатель продолжает открывать новые грани старых сказок!