Узкая полоска земли между Северной и Южной Америкой сразу наводит на мысль о канале.
Зачем объезжать весь континент, если можно срезать путь между океанами?
Но почему местные государства не создали его сами, получив постоянный источник дохода за перевозку кораблей со всего мира в пользование?
Как канал оказался в руках американцев?
От триумфа до провала — один канал
На рубеже 19 и 20 веков в воздухе носились идеи строительства гигантских гидросооружений — миру нужны были новые короткие морские пути.
Французский инженер Фердинанд де Лессепс успешно завершил строительство Суэцкого канала, раз и навсегда изменив торговые пути между Европой и Азией.
Вдохновленный своей победой, он решил повторить ее в Америке.
В то время перешеек принадлежал Колумбии.
Американская компания по согласованию с правительством смогла построить здесь только железную дорогу между океанами.
Но конструкция оказалась буквально золотой. Выгружать товары, перевозить их на баснословные суммы на другой берег было экономически невыгодно. Корабли продолжали плавать вокруг Америки через океан.
Фердинанд де Лессепс собрал все сбережения, занял деньги везде и у всех, купил ту самую железную дорогу и начал строить канал.
Средств не хватило. Лессепс обанкротился, что привело к череде банкротств во Франции и отставке нескольких правительств подряд.
Подкуп
В этот момент на сцену выходит компания New Panama Canal Company из США.
Инженер был в шаге от тюрьмы. Он был вынужден отдать свой недостроенный дом вместе с дорогой за бесценок.
Американцы обращаются к правительству Колумбии с предложением передать перешеек в аренду на столетие вместе с будущим каналом. Для этого Колумбия должна получить 10 миллионов сразу и 250 тысяч в год через 10 лет после запуска завода.
Президенту Колумбии сделка не понравилась — страна могла бы получить гораздо больше, если бы нашлись средства на достройку канала.
Он обратился к потенциальным союзникам. Но Франция все еще не оправилась от скандала с разорением де Лессепса и его инвесторов.
А с Великобританией США смогли заключить договор о том, что они признают канал зоной американских интересов.
Президент Колумбии сдался.
Обратите внимание: Пашинян заявил, что участие наемников в Карабахе нужно расследовать на международном уровне.
Он понимал, что лучше получить хоть что-то от США.Шантаж
Соглашение подписал лидер Колумбии. Но парламентарии не захотели его подтверждать.
Американцы начали шантажировать власти в стране.
Они впервые представили альтернативную схему строительства канала. По ее словам, структура могла пройти через все колумбийские земли. Страна останется ни с чем.
Когда это не удалось, президент США Теодор Рузвельт перешел к прямым угрозам. Он предупредил, что примет меры, о которых пожалеет вся Колумбия.
Он тайно вступил в переговоры с сепаратистами под руководством оппозиционера Буно-Вариллы.
Американцы вооружили, вдохновили и организовали переворот.
Диверсия
Сепаратисты взбунтовались.
При этом на берег высадились десанты с семи американских кораблей, блокировав стратегически важные центры.
А компания «Новый Панамский канал» перекрыла железнодорожное сообщение, не позволив Колумбии перебрасывать войска.
Сепаратисты объявили о создании нового государства — Панамы.
Тут же с властями был подписан договор об аренде участка под канал.
Американцы заплатили им деньги. Правда, они по мелочности вычли из них цену земли под железной дорогой, которую они приобрели.
Лишь в самом конце 20 века канал вернулся под контроль панамских властей. США получили от этого огромную прибыль: даже с учетом инфляции аренда и эксплуатация стоили 1,9 миллиона, а транзит приносил не менее 100 миллионов в год.
Больше интересных статей здесь: Политика.
Источник статьи: Узкая полоска земли между Северной и Южной Америкой сразу же наводит на мысли о канале.