Повышение налогов для богатых: анализ предложений ВШЭ и их последствий для экономики

Эксперты Высшей школы экономики (ВШЭ) выступили с инициативой о значительном увеличении налоговой нагрузки на состоятельных граждан и корпорации, которые не направляют свои средства на инвестиции. Данные предложения были озвучены в рамках официального отзыва на проект федерального бюджета на 2021–2023 годы. Основная идея заключается в том, чтобы стимулировать вложение капитала в развитие экономики, а не его накопление или вывод за рубеж.

1. Предлагаемые изменения в налоговой системе

Согласно предложению ВШЭ, для физических лиц с годовым доходом, превышающим 12 или 24 миллиона рублей, может быть введена прогрессивная ставка НДФЛ на уровне 20–24%. Для юридических лиц рассматривается возможность повышения налога на прибыль с текущих 20% до 24% или даже 30%. Это станет возвратом к практике более высокого налогообложения, существовавшей в прошлом.

Экономисты ВШЭ полагают, что текущая геополитическая и внешнеэкономическая ситуация создаёт естественные барьеры для оттока капитала за границу. Это означает, что риски массовой эмиграции налогоплательщиков в ответ на повышение налогов оцениваются как невысокие.

2. Контекст: первые шаги прогрессивного налогообложения в России

С 2021 года в России, впервые за два десятилетия, был введён элемент прогрессивной шкалы по поручению президента. Теперь граждане, чей годовой доход превышает 5 миллионов рублей (более 416 тысяч в месяц), платят НДФЛ по ставке 15% вместо стандартных 13%.

Для сравнения, во многих развитых странах максимальные ставки подоходного налога значительно выше. Мировыми лидерами являются Швеция (61,85%) и Дания (55,8%). В Германии ставка достигает 47,5%, в Китае, Великобритании, Испании, Франции и ЮАР — 45%, а в США — 37%.

3. Проблема налоговой миграции и исторический экскурс

В настоящее время налоговыми резидентами России считаются лица, находящиеся на её территории не менее 183 дней в году. Эта норма часто приводит к тому, что часть состоятельных предпринимателей намеренно покидает страну на срок более полугода, чтобы избежать уплаты налогов. Новые предложения, по мнению экспертов, могут изменить эту ситуацию.

Исторически ставки налога на прибыль в России были выше. В период с 1995 по 2001 год базовая ставка составляла 35%, а для финансового сектора — ещё больше. С 2002 по 2008 год действовала единая ставка в 24%, которая с 2009 года была снижена до нынешних 20%.

  • Общие выводы и мнение: Предлагаемая налоговая реформа представляется шагом в правильном направлении. Даже если дополнительные бюджетные поступления не будут напрямую распределены среди населения, они могут быть направлены на решение общегосударственных задач, что в перспективе снизит фискальную нагрузку на рядовых граждан.

Подписывайтесь на канал, ставьте лайки, чтобы быть в курсе новых аналитических материалов и интересных исторических параллелей!