Если говорить кратко, то задачи ретушеров в разные эпохи кардинально различались:
Современный специалист по обработке изображений обычно работает над внешностью — скрывает недостатки кожи, корректирует черты лица, например, увеличивает губы.
Советский же фоторетушер часто выполнял идеологическую работу — удалял с фотографий людей, попавших в немилость, и тем самым редактировал саму историю, повышая эффективность государственной пропаганды.
1. Искусство исчезновения: ретушь как инструмент власти
Обязанности мастеров ретуши в СССР порой были далеки от эстетических. На лучших из них возлагалась важнейшая задача — приводить официальные фотографии в соответствие с текущей политической конъюнктурой. Это была тонкая и опасная работа. Яркий пример — групповой портрет 1926 года.
На оригинальном снимке (слева направо) запечатлены Николай Антипов, Иосиф Сталин, Сергей Киров, Николай Шверник и Николай Комаров. История этой фотографии — наглядная хроника репрессий. В 1937 году Комаров был расстрелян по обвинению в троцкизме, и его фигура начала исчезать из публикуемых копий. В 1938 году та же участь постигла Антипова — и его тоже «вырезали» из кадра. Позже, в 1949 году, исчез и Шверник — вероятно, чтобы создать иллюзию более тесного общения Сталина с его погибшим другом Кировым. В итоге от группового фото остался один Сталин, и именно на основе этого отретушированного кадра художник Исаак Бродский написал свой знаменитый парадный портрет вождя.
2. Ступени трибуны: исчезнувшие соратники
Другой показательный случай — речь Ленина у Большого театра в 1920 году. На трибуне рядом с ним стоят Лев Троцкий и Лев Каменев.
После того как оба политика впали в опалу и были исключены из партии, они бесследно исчезли с этой исторической фотографии, будто никогда и не стояли на тех ступенях.
Похожая судьба постигла и Николая Ежова, главу НКВД. На фото он запечатлен рядом со Сталиным, но после ареста и обвинений в подготовке переворота его фигура была тщательно удалена ретушёрами.
3. Виртуозы скальпеля и аэрографа
Особенно впечатляет сложность работы. Сегодня для подобного редактирования существуют миллионы цифровых инструментов и фильтров. Советским же мастерам приходилось работать вручную, виртуозно владея скальпелями, иглами, аэрографами и кистями. Они не просто удаляли людей, но и достраивали фон, перемещали фигуры в кадре, как на фотографии с 14-й Всесоюзной конференции 1925 года.
Здесь ретушеры не только «стерли» одних людей, но и буквально передвинули других, создав новую композицию, соответствующую официальной версии событий.
4. «Пальминг»: пальма вместо человека
У этого специфического вида ретуши даже появилось своё профессиональное жаргонное название — «пальминг». Оно родилось из практической дилеммы: что поместить на пустое место, оставшееся после удаления человека? Часто решением становилась кадка с пальмой или другой нейтральный объект. Так и пошло: «запялить» или «запальмить» — то есть заретушировать фигуру, заменив её на что-то иное.
5. Личная цензура: ретушь для безопасности
Порой к ретуши прибегали и обычные люди, чтобы обезопасить себя. Яркий пример — портрет Акмаля Икрамова в альбоме «10 лет Узбекистана».
После того как Икрамов был расстрелян как «враг народа», хранение его изображения стало опасным. Художник Александр Родченко, владевший этим альбомом, собственноручно «отретушировал» портрет в своём экземпляре, закрасив лицо, — так он пытался стереть опасное свидетельство из личной истории.
509
Больше интересных статей здесь: Политика.
Источник статьи: Современный ретушер: замазывает прыщи, увеличивает губы.