Август 1939 года стал поворотным моментом в предвоенной истории Европы, когда в Москве состоялось подписание пакта между СССР и нацистской Германией, известного как пакт Молотова-Риббентропа. Это соглашение до сих пор вызывает острые дискуссии среди историков и остается одним из наиболее противоречивых эпизодов внешней политики того периода.
1. Договор о ненападении и секретный протокол
«Два крупнейших государства Европы смогли договориться о прекращении боевых действий и предотвращении угрозы войны. Пакт ограничит размах возможных военных действий, и только провокаторы, желающие общеевропейской войны, могут критиковать Пакт. Договор также показывает, что ни один вопрос не может быть решен без участия Советского Союза. Он укрепляет позиции СССР на международной арене», — заявил тогда нарком иностранных дел СССР Вячеслав Молотов.
Документ был подписан между Вячеславом Молотовым, представлявшим Советский Союз, и Иоахимом фон Риббентропом, министром иностранных дел нацистской Германии. Открытая часть пакта предусматривала десятилетнее обязательство сторон воздерживаться от агрессии друг против друга. Однако существовала и секретная часть соглашения, которая долгое время оставалась скрытой от мировой общественности. В ней шла речь о разграничении сфер влияния двух держав в Восточной Европе.
«Внешняя политика СССР часто становится предметом клеветы.
Обратите внимание: Берлин поставил Москве условие для передачи данных по Навальному.
Под видом патриотизма критикуется пакт о ненападении». — отмечал И. Голяков, Председатель Верховного Суда СССР.«Пакт о ненападении между Германией и Советским Союзом был мирным договором. Мир предлагала нам сама Германия, и Советский Союз, как миролюбивое государство, не мог от него отказаться. Этот пакт не нарушал территориальной целостности Советского государства, его чести и суверенитета, поэтому подписание такого договора было возможно», — так объяснял свою позицию Иосиф Сталин в радиовыступлении 3 июля 1941 года, уже после начала Великой Отечественной войны.
Секретный дополнительный протокол, детали которого стали достоянием гласности лишь в конце 1980-х — начале 1990-х годов, фактически предусматривал раздел Восточной Европы. Согласно протоколу, граница сфер влияния между СССР и Германией в случае «территориально-политического переустройства» должна была пройти по территории Польши и Литвы, по рекам Нарев, Висла и Сан. Это соглашение заложило основу для последующего присоединения Западной Украины, Западной Белоруссии и Прибалтики к СССР, а также для раздела Польши между двумя тоталитарными режимами.
2. Реакция союзников и смена риторики
Резкий поворот в советской внешней политике, выразившийся в сближении с нацистской Германией, стал неожиданностью как для западных союзников СССР, так и для многих советских граждан. В официальной пропаганде почти мгновенно сменилась риторика: из образа главного врага Германия временно превратилась в партнера. В газетах публиковались поздравительные телеграммы между лидерами двух стран. Например, Адольф Гитлер направил поздравление Иосифу Сталину с шестидесятилетием, на что советский лидер ответил благодарностью.
Широко тиражировались кадры рукопожатия Сталина и Риббентропа. В Кремле по случаю подписания пакта был дан торжественный банкет. По воспоминаниям переводчика В. М. Бережкова, присутствовавшего на том приеме, тосты поднимались и за здоровье германского фюрера. Подобные демонстрации «дружбы» выглядели шокирующе на фоне идеологической пропасти между двумя государствами.
Такое стремительное изменение курса вызвало недоумение и настороженность у союзников СССР. Пожелания Гитлера «счастливого будущего народу советского народа», прозвучавшие в тот период, сегодня, с учетом последующей чудовищной войны, обернувшейся миллионами жертв, воспринимаются как верх лицемерия и цинизма. Пакт, рассчитанный на десять лет мира, обеспечил СССР менее двух лет передышки, после чего Германия вероломно напала на Советский Союз, нарушив все взятые на себя обязательства.
Больше интересных статей здесь: Политика.
Источник статьи: В августе 1939 года в Москве был подписан пакт Молотова-Риббентропа.