В российском информационном пространстве нередко возникают спорные заявления от политиков. Недавняя новость о возможном введении «срока годности» для дипломов вызвала волну критики, которую многие поспешили адресовать пресс-секретарю президента Дмитрию Пескову. Однако инициатором этой идеи выступил другой государственный деятель — Дмитрий Песков, занимающий пост специального представителя президента по цифровому и технологическому развитию.
1. Кто такой Дмитрий Песков и в чем суть его предложения?
Дмитрий Песков был назначен на свою нынешнюю должность 10 июля 2018 года. До этого он руководил направлением «Молодые профессионалы» в Агентстве стратегических инициатив (АСИ), где занимался вопросами подготовки кадров для экономики. В новой роли он отвечает за цифровизацию ключевых сфер жизни страны и обеспечение технологического прорыва.
В своих выступлениях Песков делит образование будущего на два типа. Первый — «компьютерное», которое будет относительно доступным. Второй — «человеческое», подразумевающее живое общение и построение социальных связей, которое, по его мнению, будет становиться дороже. Основная идея заключается в том, что в современном мире знания быстро устаревают.
2. Почему диплом может стать «просроченным»?
Спецпредставитель президента считает устаревшей практику выдачи дипломов, действительных на протяжении всей жизни человека. Он задается резонным вопросом: «Кто вам сказал, что он [выпускник] не забыл 95 процентов того, что он там на самом деле изучил?». По его мнению, в образовательных документах нового образца должен быть указан срок, в течение которого они сохраняют свою актуальность.
3. Критика и неясные последствия инициативы
Это заявление порождает множество практических вопросов. Что будет считаться основанием для «просрочки» диплома? Например, если человек не работает по специальности? Или документ придется регулярно обновлять, как водительские права? Непонятно, к каким конкретным изменениям в системе образования может привести эта идея.
Многие эксперты и общественность скептически относятся к подобным инициативам, вспоминая неоднозначный опыт внедрения ЕГЭ. Существует мнение, что такой проект вряд ли получит поддержку в парламенте, так как затронет интересы многих действующих политиков и чиновников с традиционным образованием.
4. Реальные проблемы кадрового обеспечения
Критики указывают, что основная проблема с молодыми специалистами заключается не в «просроченных» знаниях, а в отсутствии достаточного количества рабочих мест по многим специальностям. Молодежь часто вынуждена менять сферу деятельности не по желанию, а из-за экономических реалий. Введение «срока годности» для дипломов, без решения фундаментальных проблем рынка труда и создания новых высокотехнологичных jobs, вряд ли поможет решить кадровый вопрос и может лишь усложнить жизнь выпускникам.