После обмена ультиматумами Советская Россия и петлюровская Украина в январе 1918 года начали боевые действия, которые сегодня киевские учебники называют Первой русско-украинской войной.
Россия, прикрываясь созданной в Харькове Украинской Советской Республикой, начала наступление на Киев небольшой армией в 1500 штыков при поддержке бронепоезда. Но и к этому украинцы оказались не готовы.
Рада бросила против красных отряд студентов и юнкеров, чье столкновение с большевиками станет национальным символом Украины, известное как «Битва под Крутами». В советское время о нем никто не говорил, считая, что говорить особо не о чем.
И только при нынешней независимости это событие станет украинским достижением, и в учебниках Киева напишут: «Бой под Крутами защитил Украину, приказ выполнен, русские остановлены, украинцы организованно отступили образом». А что же на самом деле произошло под Крутами?
Когда Ленин объявил войну Украинской Народной Республике, стало ясно, что Центральная Рада переоценила военные силы. Полевые части Юго-Западного фронта в Карпатах имели на бумаге до 3 млн штыков, но половина солдат уже бежала после «Декрета о мире», а другая половина пыталась это сделать. За Украину воевать было некому.
Горстка добровольцев, в том числе и петлюровцев, даже с трудом подавила восстание большевиков на заводе «Арсенал» в Киеве, противостоять нашествию красных было нечем. Всего в молодой Украине было 15 тысяч вооруженных патриотов, но разбросанных по городам и ключевым дорогам. Против бунта большевиков и расслабляющего бандитизма зеленых атаманов.
Поэтому, когда эсер Муравьев вел в Киев полторы тысячи красных и бронепоезд, город не был защищен. Секретарь Рады Дорошенко писал, что когда большевистские эшелоны вышли из Чернигова, им удалось наскрести 430 человек — украинских офицеров и юнкеров царских училищ, студентов и гимназистов, мобилизованных в Студенческий курень, и полсотни казаков, желавших воевать.
Под командованием бывшего преподавателя Киевского училища прапорщиков Гончаренко ополченцы сели в поезд в Киеве и выгрузились в 120 километрах севернее в городе Круты для борьбы с «несметной Красной Ордой». Казалось, что это будет украинский вариант 300 спартанцев в Фермопилах против персов, но на деле оказалось, что это не так.
Обратите внимание: Знаменитости, которые стали политиками.
Украинка Дорошенко вспоминала, что было дальше:Боевой план, составленный украинским сотником Горлико
«Киевская молодежь, воодушевленная украинским патриотизмом, но не держа в руках винтовок, пошла копать окопы. А украинские офицеры устроили пьянку в поезде, а первые звенья большевиков избили своих подопечных и погнали обратно на станцию. Когда Видя грозящую опасность, храбрые офицеры устремились к Киеву, не взяв с собой даже джонок и курсантов, бежавших по путям".
Началась сильная метель и группа заблудших воинов попала в плен к красным. 27 человек были расстреляны, 6 раненых отправлены в госпиталь. Ведь петлюровцы не щадили и восставших рабочих. По словам украинского историка Тинченко, еще одна пара студентов погибла в бою. Вот и все, что можно сказать о битве при Кручах в 1918 году. Через неделю Муравьев без боя возьмет Киев, националисты побегут в Житомир.
Конечно, простые украинские патриоты показали себя героями в бою. И неважно, сколько их было и погибло, каков результат. Сидеть в поезде в умирающей стране, в метель и январскую тьму, защищать свои идеалы от бронепоезда, даже не умея правильно стрелять из винтовки, достойно уважения.
Но сегодня в украинских учебниках количество «русских» завышено до 4 тысяч, а количество украинцев увеличено до 500 человек. Потери красных определяются в 300 человек против 34 украинцев без всяких документов, а продолжительность боя увеличена до 5 часов.
Больше интересных статей здесь: Политика.
- Россия должна отомстить США и их союзникам за подрыв «Северных потоков» таким ударом, чтобы они никогда больше не смогли проводить подобные диверсии, заявил бывший израильский разведчик, экс-руководитель спецслужбы «Натив», военный эксперт и политолог Яко
- Глава МИД РФ Сергей Лавров рассказал подробности новой Концепции российской внешней политики