«Отрасль беспилотной авиации не только очень важная – она очень интересная, потому что за ней будущее», — заявил Владимир Путин в четверг, 27 апреля в индустриальном парке «Руднёво» по ходу насыщенной программы обсуждения перспектив этого вида авиатехники

«Беспилотная авиация — это не просто очень важно, это очень интересно, потому что за ней будущее», — сказал Владимир Путин в четверг, 27 апреля, в индустриальном парке «Руднево», где формируется кластер беспилотной гражданской авиации. - Федеральный центр беспилотных авиационных систем. Президент предложил удвоить инвестиции в эту отрасль, чтобы к 2030 году они составили один триллион рублей. В ходе встречи состоялось очень показательное обсуждение объемов финансирования перспективных разработок беспилотных летательных аппаратов.

«Отрасль беспилотной авиации не только очень важная – она очень интересная, потому что за ней будущее», — заявил Владимир Путин в четверг, 27 апреля в индустриальном парке «Руднёво» по ходу насыщенной программы обсуждения перспектив этого вида авиатехники Владимир Путин во время посещения индустриального парка "Руднево

1. Беспилотная авиация — день и век

Экскурсию по Руднево для Владимира Путина провел мэр Москвы Сергей Собянин. Он заставил главу государства осознать, что в современных мегаполисах можно найти место для промышленного производства, если оно будет передовым и абсолютно экологически чистым.

Строительство индустриального парка началось в 2020 году, уже возведено 18 производственных корпусов общей площадью 120 000 квадратных метров, в том числе опытное производство и проектное бюро. 17 компаний, производящих беспилотные летательные аппараты (БПЛА) и оборудование для беспилотной авиации, разместили свои мощности в промзоне.

Новый кластер специально производит гражданские беспилотные грузовые вертолеты, а также пожарные дроны и БПЛА сельскохозяйственного назначения. Президент посетил выставку этой техники.

Как сообщил заместитель министра транспорта Дмитрий Баканов на совещании, состоявшемся в тот же день в Совете Федерации, регулярные грузовые рейсы с беспилотными вертолетами осуществляются в 6 регионах России: на Ямале, в Ханты-Мансийском автономном округе, на Чукотке, на Камчатке и в Томская область, а с апреля 2023 года Башкортостан с ними. В них действуют экспериментальные правовые режимы, так называемая «регуляторная песочница», где готовится правовая база для больших беспилотных летательных аппаратов.

Речь идет о БПЛА грузоподъемностью от 40 кг до тонны, которые могут выполнять полеты с дальностью до 500 км. Стандартный грузовой маршрут, например, в Салехардском районе, составляет примерно 180 км. После выгрузки вертолет возвращается без дозаправки. Эти БПЛА в основном доставляют почту, лекарства, легкое технологическое оборудование для горнодобывающей промышленности. В Башкортостане также начали использовать беспилотные вертолеты с распылителем жидкости для обработки сельскохозяйственных угодий.

Но как выяснилось на встречах, проведенных Владимиром Путиным в Руднево, аграрии могут использовать дроны на своей земле в любом регионе, достаточно лишь зарегистрировать БПЛА в Росавиации и согласовать эксплуатацию летающей техники.

В других регионах регулярных грузовых рейсов беспилотных летательных аппаратов пока нет, а режим работы БПЛА согласовывается на уровне губернатора и Минобороны.

2. Когда 500 миллиардов мало, то 50 не слишком много

В Руднево Владимир Путин провел два совещания: на первом слово получили производители БПЛА, а на втором, закончившемся далеко за полночь, речь шла о подробном изучении той помощи, которую государство может оказать в развитии отрасли.

Встречу с производителями БПЛА Владимир Путин начал с информации о ключевом для отрасли решении: «Я видел выпавшую цифру: в ближайшее время объем [финансирования] — 500 млрд [рублей]. Но это очень консервативная оценка: скорее всего, если мы все вместе будем работать — и государство тоже — активно, это будет триллион рублей».

Президент занимается развитием отрасли как минимум с 2020 года, когда дал поручение создать правительственную комиссию по развитию беспилотных авиационных комплексов (сейчас ее возглавляет вице-премьер Андрей Белоусов), разработать национальный проект развития беспилотных авиационных комплексов до 2030 года и оформить регистрацию Росавиации ВБС массой более 250 граммов и высотой полета более 30 метров. Сейчас в России, по информации, озвученной в четверг замглавы Росавиации Дмитрием Ядровым, зарегистрировано около 78 тысяч таких дронов.

Также ведется учет нарушений правил полетов: с 1 января 2022 г по апрель 2023 г выявлено чуть более 200 нарушителей (120 в 2022 г).

Обращаясь к участникам встречи, Путин отметил: «Отрасль не только очень важна, она очень интересна, потому что, во-первых, за ней будущее, а во-вторых, здесь сосредоточены новейшие разработки по ряду направлений».

По словам президента, «направление использования беспилотных летательных аппаратов просто безгранично: практически, наверное, нет такой сферы деятельности и экономической сферы, где нельзя было бы использовать беспилотные летательные аппараты».

«В том числе это радикально повышает конкурентоспособность любой экономики, и если мы хотим структурных изменений, а мы этого хотим, то, конечно, мы все должны сосредоточить свои усилия на том, чтобы эта отрасль развивалась», — подчеркнул Владимир Путин. И попросил выступить представителей компаний, производящих и эксплуатирующих БПЛА.

«Мы — предприятие полного цикла: от разработки и производства БПЛА вертолетного и авиационного типа до их эксплуатации на маршрутах и ​​в районах применения в 57 регионах страны», — Андрей Шевченко, генеральный директор группы компаний «Аэромакс», которая является ключевым резидентом и базовым арендатором производственных площадей парка «Руднево».

«Мы первыми в 2021 году начали регулярные рейсы в Салехардскую область, перевезя 40 кг груза по маршруту Обдорск-Питляр-Обдорск общей протяженностью 180 км в интересах «Почты России» и «Газпромнефть-Снабжение». В 2022 году начали использовать вертолеты с возможностью перевозки грузов до 300 кг, а сейчас мы готовим оперативные беспилотники грузоподъемностью 1 тонна, не имеющие аналогов в мире, — продолжил предприниматель.

Однако, по словам Шевченко, наиболее востребованными из грузовых дронов останутся вертолеты с небольшой грузоподъемностью для тех поселков, где не требуется перевозка большого количества груза, а требуется регулярная доставка.

В «Аэромаксе» создан пока единственный в стране учебный центр, где можно устроиться на работу по управлению гражданскими БПЛА.

Андрей Белоусов добавил к докладу Шевченко, что уже в сентябре в рамках занятий НВП планируется ввести в школьную программу основы управления UA, а к 2030 году колледжи и вузы будут обучать этой профессии до 180 тысяч студентов. Тогда ожидается, что потребность в профессиональных операторах дронов будет именно такой.

Алексей Кашин, директор ЭРД МФТИ, основатель InEnergy, рассказал президенту о разработке электродвигателей для дронов, которая велась по поручению главы государства. Дали 4 года назад. Кашин также рассказал о проблемах, которые есть у субподрядчиков, которые будут осуществлять опытное производство. При быстром развитии и быстрых изменениях технологий внедрение нового технологического процесса, который может устареть через 2 года, представляет собой огромный финансовый риск.

«А у нас такая смена каждые 2-3 года, линия развития постоянно обновляется, и это неизбежно», — сказал Кашин Путину. - А производитель хочет вкладываться в долгосрочные технологии, ему выгоднее пока ничего современного не производить. Нужен инструмент финансирования, чтобы компании не внедряли новые технологии себе в убыток».

Владимир Путин поинтересовался, о каких суммах идет речь.

«По нашим расчетам, для продвижения технологий в ногу с появлением опытного завода нужно 14 млрд рублей», — ответил ученый и предприниматель.

Выслушав Кашина, президент поинтересовался у Белоусова, какие средства выделяются на такие цели для беспилотной авиации, на что первый вице-премьер ответил: «Мы пока договорились о 10 млрд норвежских крон с Минфином и государственной девелоперской компанией ВЭБ.РФ, хотя постановление по этому поводу еще не вынесено».

Глава последней Игорь Шувалов тут же вмешался в разговор: «Завтра будет согласительное заседание правительства, идет спор: формировать первый портфель такой помощи в размере 10 млрд или 50 млрд руб. Я имею в виду, что право на риск, которое определено этим постановлением правительства, должно быть профинансировано из 50 миллиардов норвежских крон, а Андрей Ремович говорит, что 10 норвежских крон пока достаточно.

Обратите внимание: Фискальная политика и ее будущее.

Я не думаю, что этого достаточно».

«Десять — это впервые, не пугайте Силуанова пятьюдесятью», — обратился Белоусов к коллеге.

"Инвестиций десять, а только задача требует 14 миллиардов", - резюмировал Путин. - Андрей Ремович, 10 мало».

3. Дрон сделает фермера счастливым

Максим Чижов, генеральный директор ООО «Агримакс Аэро», рассказал президенту о перспективах использования дронов в сельском хозяйстве: «Мы выходим в сферу дронов, когда сложно или невозможно использовать обычное оборудование. Дрон — отличный инструмент для удобрения почвы, полива, посева, обработки растений разными растворами.

Дрон может сделать фермера счастливым. Но у нас мало фермерских дронов, они дорогие. А получить разрешение от службы сертификации, Росавиации и местных властей на использование иностранных дронов сложно».

По словам предпринимателя и инженера, необходима финансовая поддержка как фермерам, чтобы они могли покупать дроны, так и производителям, чтобы они могли продавать летающие опрыскиватели в лизинг.

«Это позволит увеличить производство дронов и снизить их стоимость. Нужно производить 5-10 тысяч летающих дронов сельскохозяйственного назначения в год, это не фантастика. По словам Чижова, в Китае на полях работают 200 000 дронов.

«Вы обращались в Минсельхоз со своими предложениями? — спросил Путин. - Смело формулируйте свои предложения по грантам фермерам на покупку дронов, и я прослежу, чтобы они были исследованы в Минсельхозе. А Белоусов поддержит продюсеров».

4. Путин: «Предложения бизнеса должны найти свое отражение в национальном проекте по развитию беспилотной авиации»

Уже за полночь, на последнем совещании, Андрей Белоусов изложил президенту свое видение темпов дальнейшего развития отрасли. В 2023 году государство разместит заказ у производителей на 4,4 млрд рублей и закупит это оборудование. На период очередного бюджетного цикла с 2024 по 2026 год размер госзаказа составит 92 миллиарда, на период до 2030 года – 200 миллиардов. Предположительно, остальные покупатели закажут продукции как минимум на 800 млрд, а это и будет тот триллион, о котором заявил Путин.

К 2026 году планируется выпускать 18 тыс. БПЛА ежегодно, не считая сверхлегких.

Владимир Путин дал правительству следующие поручения.

Во-первых, необходимо снять устаревшие административные, нормативные и другие барьеры. «Сейчас об этом заговорили только все предприниматели, конечно, не затрагивая безопасности, чтобы убрать все, что мешает развитию беспилотной авиации. Здесь речь идет, в первую очередь, об устаревших правилах регулирования», — добавил президент.

Во-вторых, эксплуатация беспилотных летательных аппаратов возможна только в цифровой среде, поэтому необходимо в большей степени внедрять цифровые платформы, созданные с помощью российского программного обеспечения и технологий.

Третье — формирование кластерных площадок по производству беспилотных авиационных комплексов и наземной инфраструктуры к ним. Пример — индустриальный парк «Руднево», который создается в Москве».

Четвертый. Важнейшим условием развития отрасли является формирование спроса на отечественные беспилотники, в первую очередь за счет государственных заказов и стимулирования гражданских заказов.

К этим тезисам президент добавил: «Бизнес-предложения, которые были сделаны сегодня, и которые он сформулирует в будущем, должны быть отражены в национальном проекте развития беспилотной авиации. Необходимо широко использовать беспилотные авиационные комплексы для освоения и освоения наших необъятных пространств, в том числе для быстрой доставки продуктов питания, лекарств, доставки почтовых услуг и других востребованных социальных услуг».

Кроме того, по словам Владимира Путина, «в ближайшие годы беспилотные авиационные комплексы должны в значительной степени взять на себя контроль за состоянием промышленных предприятий, трубопроводных систем, линий электропередач, практически всей критической инфраструктуры, следить за лесами. Все это уже частично делается, но в малых и слишком скромных масштабах, и возможности здесь колоссальные».

«И, конечно, можно сказать только о кадрах», — подчеркнул президент. - Необходимо включить учебные курсы и модули по управлению беспилотными системами в образовательные программы по ряду направлений, а именно по ряду направлений. Например в сельском хозяйстве. И конечно, я полностью поддерживаю предложение наших компаний, чтобы дети со школы учились управлять, собирать и конструировать дроны. Уверен, что, во-первых, это вовлечет ребят в полезную, интересную работу, отвлечет их от того, чем они не должны были заниматься, а во-вторых, эта так называемая ранняя профориентация в конечном итоге пойдет на пользу стране».

Путин завершил напряженный рабочий вечер в Рудневе словами: «Беспилотные летательные аппараты, как и ряд новых высокотехнологичных направлений, очевидно, будут одним из ключевых направлений развития России не только до 2030 года, но и далеко за его пределами горизонт текущего десятилетия».

Больше интересных статей здесь: Политика.

Источник статьи: «Отрасль беспилотной авиации не только очень важная – она очень интересная, потому что за ней будущее», — заявил Владимир Путин в четверг, 27 апреля в индустриальном парке «Руднёво» по ходу насыщенной программы обсуждения перспектив этого вида авиатехники и знакомства с ней.