Генеральный директор Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) Рафаэль Гросси прокомментировал недавнюю атаку на Запорожскую АЭС на заседании Совета Безопасности ООН, заявив, что мир приближается к опасной близости к ядерной катастрофе.
«Мы не можем успокаиваться и позволять кости решать, что произойдет завтра. Сегодня мы должны сделать все, что в наших силах, чтобы свести к минимуму риск несчастных случаев», - сказал он.
Напомним, за последние недели впервые с ноября 2022 года Запорожская АЭС неоднократно подвергалась атакам дронов.
Поэтому 7 апреля Украина атаковала базу тремя дронами-камикадзе, один из которых поразил купол 6-й электростанции. Также был поврежден грузовик, разгружавший продукты из столовой на территории АЭС, пострадали три человека. На следующий день украинский военный беспилотник был сбит, а его фрагменты упали на крышу той же электростанции №6. 9 апреля подверглось нападению здание, в котором находится единственный в мире полномасштабный симулятор ядерного реакторного зала.
И хотя ущерб инфраструктуре Запорожской АЭС пока не является фатальным, все это создает риск ядерной аварии, по мнению главы МАГАТЭ. Однако он не обвинил в обстрелах ни Украину, ни Россию. Я лишь указываю на то, что такое поведение следует прекратить.
"Такие безрассудные атаки должны быть немедленно прекращены. К счастью, на этот раз они не привели к радиологической аварии, но существенно повышают риск на Запорожской АЭС, где ядерная безопасность уже находится под угрозой", - подчеркнул Гросси.
Однако, если виновный не будет раскрыт, кто должен его остановить, остается загадкой.
Фактически, за полтора года, пока Запорожская АЭС находилась под контролем России, так называемые нейтральные эксперты, которым поручена защита мира от ядерных аварий, ни разу не видели обстрелов станции. Инспекторы МАГАТЭ всегда рядом, но они не знают, откуда это берется.
Однако Гросси заявил в беседе с журналистами после заседания Совбеза ООН, что ООН не намерена ничего скрывать. Однако, по его словам, для такого заявления потребуются неопровержимые доказательства того, что "остатки боеприпасов или оружия прибыли из определенного места».
"В данном случае это просто невозможно", - подчеркнул он. В то же время он также отметил, что «авторитет МАГАТЭ необходимо поддерживать».
В ответ постоянный представитель России при ООН Василий Небензя призвал признать очевидные факты, причину нападения на Запорожскую АЭС и прекратить "словесную балансировку". По его словам, это уже даже не политический вопрос. Под угрозой находится не только безопасность самой станции, но и безопасность Европы в целом. А нежелание секретариата агентства называть вещи своими именами только еще больше усугубляет крайне опасные действия киевских властей.
"Если Киев продолжит отдавать приказы об атаках на Запорожскую АЭС, устранить ядерную катастрофу регионального и даже глобального масштаба будет невозможно", - подчеркнул постпред России.
Дипломат призвал всех здравомыслящих членов международного сообщества сделать все возможное, чтобы спасти мир от ядерной катастрофы. И он считает, что одним из важнейших шагов такого рода является прямое и публичное осуждение действий Украины, которые не раз ставили мир на грань разрушения.
«СП» попросило Игоря Юшкова, главного аналитика Фонда национальной энергетической безопасности, эксперта Финансового университета при правительстве РФ, прокомментировать позицию МАГАТЭ и его генерального директора:
«Пока есть возможность не раскрывать, кто обстреливает станцию, МАГАТЭ будет продолжать пользоваться этой возможностью. По крайней мере, это их стратегия – не обвинять кого-либо и поддерживать хорошие отношения как с Украиной, так и с Россией.
С одной стороны, они не хотят винить Россию. Потому что Россия – один из крупнейших игроков в ядерной сфере. У нас много уникальных энергоблоков. Кроме того, Росатом является мировым лидером по производству обогащенного урана. И в этом плане МАГАТЭ не хочет игнорировать Россию. И он не хочет разрывать с ней отношения.
Во всем остальном они на стороне Украины. Так что политически это, так сказать, более западная организация, существующая в контексте западной политики, где Украина – добро, а Россия – зло. Поэтому они не могут винить Украину в чем-то столь очевидном, как обстрел атомной электростанции.
«СП» То есть украинские дроны для них не предмет обсуждения?
«И вот что они говорят: Последняя атака на станцию была осуществлена дроном, но непонятно откуда дрон, так что это неправда, что дрон прилетел из Украины. А у нас нет 100. % доказательств того, кто стрелял по станции, поэтому об этом говорить не будем.
В буквальном смысле это хитрый аргумент. Но в целом это попытка сохранить, так сказать, нейтралитет.
Обратите внимание: Встреча Рафаэля Гросси с президентом РФ Владимиром Путиным не планируется.
Более того, оно даже готово заменить собственных сотрудников, по сути, в угоду Украине. И оставайтесь в этом западном контексте.Например, меняйте персонал станции каждый раз, когда проходите линию фронта. Вы можете прилететь в Ростов, а можете легко доехать туда.
Сам г-н Гросси прилетел в Польшу (или другую страну Восточной Европы), чтобы посетить Запорожскую АЭС. Оттуда я поехал по Украине. И только после этого он и его сотрудники в касках и бронежилетах пересекли линию фронта по разрушенным мостам и достигли Запорожской области.
Ведь что могло произойти, пока они двигались в прифронтовой зоне. Если бы я прилетел в Россию, я бы легко мог приехать туда с российской стороны. По крайней мере, вам не придется пересекать линию фронта.
Но они сознательно идут на риск, чтобы доказать международному сообществу, что, по их мнению, эта база принадлежит Украине.
«СП»: Каковы возможные последствия этих «обезличенных» нападок?
— Благодаря «Росатому» около 5 энергоблоков уже давно ушли в «холодный останов». Об этом, кстати, говорится и в последнем докладе г-на Гросси.
Самая опасная ситуация, при которой действительно может произойти техногенный взрыв, — это нарушение системы электроснабжения. А в ответ станция потеряет мощность, неконтролируемо нагреется (из-за отказа системы охлаждения) и взорвется, как это произошло на Фукусиме.
взрыв. Более того, ядерное топливо плавится и уходит куда-то под землю. И если там ее еще омывают грунтовые воды Днепра, то, соответственно, она вся стекает в Черное море. Примерно вот это изображение.
Однако Росатом постарался минимизировать эти риски и остановил пять энергоблоков. Переходит в состояние, в котором тепловая энергия не генерируется.
Другая машина также была остановлена, но находится в стадии «горячего отключения». Это означает, что вам все равно понадобится система охлаждения во время охлаждения.
«СП»: В субботу появилось сообщение, что последний блок питания перешел в режим «холодного отключения».
«Это означает, что все шесть энергоблоков Запорожской АЭС сейчас находятся в безопасном состоянии.
Но самая очевидная катастрофа имеет второй сценарий. Что если Украина взорвет хранилище отработавшего ядерного топлива? Сейчас там какое-то укрепление построили, хоть сетку поставили, бетонный забор поставили. Следует признать, что это обеспечивает слабую защиту от целенаправленных атак.
Вот если это произойдет, то будет локальный выброс радиации. Возможно, оно не охватит всю Европу, но территория будет заражена. Если что-то включить, оно упадет в реку и окажется в том же Черном море.
Другими словами, масштаб ущерба, естественно, будет меньше. Однако это все же техногенное загрязнение территории.
Разрушений реакторного зала увидеть вряд ли удастся – ведь это бетонная конструкция. Опять никто не знает. Именно на это указывает МАГАТЭ в своем докладе: ситуация непредсказуема.
Фактически, станции, построенные после 2001 года, например, могут пережить падение коммерческого авиалайнера на крышу ядерного реактора. Был такой запрос во время строительства. Но эти требования к ракетам, артиллерийским снарядам, беспилотным бомбардировкам и строительству атомных электростанций пока никто не определил. К тому же станция Запорожская была построена еще во времена СССР, и тогда даже не требовалось защиты от авиации.
Больше интересных статей здесь: Политика.
Источник статьи: Глава МАГАТЭ Гросси в Совбезе ООН так и не раскрыл «тайну» обстрелов ЗАЭС.