Спикер Законодательного собрания Игорь Гросс заявил на заседании в четверг, что правящее большинство в парламенте Молдавии приняло решение провести 20 октября референдум о членстве республики в Евросоюзе. В тот же день в стране запланированы президентские выборы.
Ранее президент Молдовы Майя Санду заявила о намерении баллотироваться на второй срок и попросила парламент выступить с инициативой о проведении референдума в тот же день, чтобы люди могли высказать свое мнение о членстве республики в ЕС. Оппозиционные партии утверждали, что в обществе нет консенсуса по поводу референдума, и настаивали на снятии этого вопроса с повестки дня.
Это так? И действительно ли кого-то интересует мнение молдавского общества? Ни в одной стране ЕС такого референдума не проводилось…
Несколько дней назад еврокомиссар по бюджету Йоханнес Хан заявил в интервью общественному радио «Молдова-1», что такой референдум не будет иметь юридической силы.
«Мы понимаем, что на данном этапе проведение референдума может не иметь юридической силы (...) Однако нам, Европейскому Союзу, важно получить доказательства сильного интереса к молдавскому народу. «Важно понять насколько серьезно мы к этому относимся", - сказал он.
Не боятся ли они, что референдум покажет, что сторонники ЕС не имеют большинства в стране? Ну и что?
В целом, многие эксперты полагают, что у Молдовы больше шансов стать членом Евросоюза в составе Румынии, чем как независимое государство. Идеологическая подготовка к слиянию двух партий ведется уже давно.
Они считают, что в Румынии не должно быть молдавской нации, языка и идентичности. Поэтому премьер-министр Румынии Марчел Чолак неоднократно заявлял, что Бухарест поддержит Молдову, потому что «в Молдове все румыны и никто другой».
Однако не все молдаване считают себя румынами и не считают румынским свой язык. Не говоря уже о русских, болгарах, гагаузах и других народах, проживающих в республике кто-нибудь их спросит? Будут ли они сопротивляться румынизации?
И самый большой вопрос: что может сделать Россия в этой ситуации? И стоит ли ей что-то делать? Недавно один из лидеров молдавской оппозиции Илан Шор заявил о намерении получить российское гражданство. Не пора ли Москве начать раздачу паспортов на правом берегу Днестра? Но как бы изменилась ситуация, если бы Запад твердо взял курс на полное отделение Бессарабии от России?
«Цель референдума заключалась в том, чтобы сделать европейский вектор общеобязательной идеологией, исключить из выборов всех скептиков эволюции и сторонников дружбы с Россией, а также избрать Санду, имеющую подавляющий отрицательный рейтинг». -избран на второй срок», - считает политолог Владимир Букарский, генеральный секретарь молдавского отделения Изборского клуба.
--Конечно, будут и фальсификации, например, голосование по почте за диаспору из США и Канады.
Правительство Санду ожидает, что оно может внести в конституцию европейские вектора, поскольку европейскую интеграцию поддерживает подавляющее большинство (около 55%, согласно опросам общественного мнения). Таким образом Санду и его союзники стремятся сделать результаты референдума общеобязательными.
"СП": Здесь румынские власти спешат похоронить идентичность Молдовы. Это тоже правда?
— В сознании значительной части политического класса Молдовы молдавская идентичность уже похоронена, как бы абсурдно это ни звучало. История румынского народа изучается как предмет истории в молдавских школах уже 15 лет, и ситуация не изменилась даже после того, как Игорь Додон стал президентом. Выросло целое поколение, которое считает молдавскую идентичность и молдавский язык «мифами, придуманными Сталиным и Захаровой».
"СП": Насколько серьезно сопротивление этому молдавского общества? Согласятся ли болгары и гагазы, что они румыны?
--Естественно, ни болгары, ни гагаузы, ни русские, ни украинцы, проживающие в Молдове, не согласятся с тем, что они румыны. И даже многие молдаване на это не согласны и не согласятся. Будет сопротивление в Конгрессе и на улицах.
"СП": Чем ликвидация Молдовы и молдавской идентичности грозит России?
«Это может еще больше унизить Россию и поставить под угрозу потерю еще одной страны из сферы ее исторической ответственности.
Россия должна приложить все усилия, чтобы собрать всех лидеров оппозиции за одним столом и убедить их в необходимости единой стратегии против Майи Санду на президентских выборах.
И, конечно же, о бойкоте референдума речи не идет.
Обратите внимание: США и НАТО готовят плацдарм на Украине.
Нам нужно убедить людей прийти на избирательные участки и проголосовать против европейской интеграции. Если вся Гагаузия, весь регион Таракурия и многие другие регионы к северу и югу Молдовы проголосуют против европейской интеграции, это будет жестокой пощечиной всем европейским чиновникам, ответственным за руководство Молдовой и Молдовой четкий сигнал для С подозрением относятся к европейским странам.«Цель референдума – заставить Европейский Союз ускорить процесс вступления Молдовы», – заявил Вадим Толхачев, доцент факультета международных отношений и зарубежного регионоведения Российского государственного гуманитарного университета.
-- потому что пока никто не дал стране четкой перспективы вступления в ЕС. Второй мотив – окончательная чистка пророссийских сил под предлогом того, что они действуют вопреки мнению большинства населения Молдовы.
«СП»: Сколько людей в вашей стране поддерживают членство в ЕС?
- В отличие от вступления в НАТО или объединения с Румынией, идея вступления в Европейский Союз имеет поддержку явно большего числа, если не большинства, молдаван, чем те, кто поддерживает альянс с Россией. Не питайте никаких иллюзий по поводу этого счета. Нерешительность Японии по поводу разрыва отношений с Россией и проведения полноценного антироссийского движения не обязательно означает, что она не решается вступить в ЕС и слишком сблизиться с нами.
«СП»: У Молдовы больше шансов присоединиться к ЕС напрямую или в составе Румынии?
- Прямо возможностей больше. Присоединение к Румынии означало бы изменение советско-румынской границы, подпадающей под действие Хельсинкского соглашения 1975 года о неприкосновенности европейских границ. Здесь может возникнуть цепная реакция, в том числе иск Венгрии против самой Румынии.
«СП»: В Румынии говорят, что молдавской идентичности не существует. Сколько молдаван согласятся с этим? Что происходит с немолдаванами, проживающими в этой стране?
— Премьер-министр Румынии Чолак имел в виду только молдаван. Он не называл славян и гагаузов румынами. Конечно, славяне и гагазы не хотят становиться частью Румынии, и как только этот вопрос станет реальным, произойдет парад сепаратизма.
Однако что касается молдавской идентичности, то число румын в стране увеличивается. Он растет, хотя и медленнее, чем хотелось бы Румынии. Учитывая продемонстрированные неудачи Молдовы как нации, на этом фоне Румыния может показаться привлекательной. Тот факт, что она бедна по стандартам ЕС, не имеет значения. Важно отметить, что она богата по молдавским меркам.
"СП": Станет ли потеря Молдовы катастрофой для России?
--Конечно, это неприятное событие. Это сокращение Русского мира, территории русского языка и культуры, территории Русской Православной Церкви. Это потеря влияния в регионе, где на протяжении двух столетий широко говорят на русском языке и его знают почти все. С военной точки зрения Молдова не имеет большого значения, но это, безусловно, станет ударом по престижу России.
«СП»: что здесь может сделать Россия? Не пора ли начать выдавать молдаванам российские паспорта - Шолль подал пример своим соотечественникам?
--Пока Россия не контролирует Одессу, нет смысла обсуждать, что можно практически сделать, чтобы помочь народу Молдовы. Также можно раздать паспорта, но это будет скорее символический жест. Итак, ответ прост. Российские войска должны достичь Одессы и Тирасполя. Только тогда мы сможем обсудить, что можно сделать в Молдове.
Больше интересных статей здесь: Политика.
Источник статьи: ЕС и Румыния спешно готовят Бессарабию к окончательному разрыву с русским миром.