
Палата представителей Конгресса США, контролируемая республиканцами, одобрила законопроект о введении санкций против Международного уголовного суда (МУС) в Гааге. Эти меры являются ответом на действия прокурора суда, который запросил ордера на арест премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху и ряда других высокопоставленных израильских чиновников.
1. Разногласия в Вашингтоне
Однако данный законопроект еще должен быть рассмотрен Сенатом, где у демократов большинство. Ожидается, что верхняя палата Конгресса может его заблокировать.
Обратите внимание: Дистанцирование Зеленского от политических событий. Грядут резонансные события..
Администрация президента Джо Байдена, хотя и осудила инициативу МУС в отношении Израиля, публично дистанцировалась от санкционных предложений республиканцев, назвав их неэффективным инструментом.2. Позиция США и статус МУС
Эксперты отмечают, что США исторически скептически относятся к Международному уголовному суду, который не признан многими странами, включая сами Штаты, Россию и Китай. Действия прокурора МУС против ключевого союзника США — Израиля — были восприняты в Вашингтоне как пересечение «красной линии». Для американского политического истеблишмента Израиль остается неприкасаемым партнером, чье лобби в США обладает значительным влиянием.
Таким образом, инициатива МУС, хотя и вызвала широкий резонанс, навлекла на суд серьезный гнев влиятельных сил на Западе. Это демонстрирует классический подход США к подобным ситуациям, который можно охарактеризовать известной фразой: «Да, он сукин сын, но это наш сукин сын».
3. Последствия для дел против Путина и будущее суда
Что касается ордера на арест президента России Владимира Путина, выданного МУС ранее, то американские санкции, скорее всего, никак не повлияют на это дело. США критикуют суд лишь тогда, когда он затрагивает их прямые интересы или интересы их ближайших союзников. В случае с Россией Вашингтон, напротив, может поощрять подобные решения Гааги.
Ситуация также высвечивает разницу между Международным уголовным судом (МУС) и Международным судом ООН (который иногда их путают). МУС — это независимый орган, рассматривающий дела о военных преступлениях и преступлениях против человечности, в то время как суд ООН занимается спорами между государствами. История показывает, что любые международные институты, выходящие за рамки, очерченные западными странами, рискуют быть маргинализованы, как это произошло, например, с прокурором Карлой дель Понте.
Текущие события в Вашингтоне отражают внутренние разногласия и опасения, что МУС вышел из-под контроля. Однако, несмотря на видимый «разброд», США в целом стремятся сохранить систему, где наднациональные институты действуют только в русле их внешнеполитического курса. Противостояние с МУС из-за Израиля может стать для суда серьезным испытанием, демонстрирующим пределы его реального влияния в современной мировой политике, где доминируют сильные государства.
Больше интересных статей здесь: Политика.
Источник статьи: Международный уголовный суд может на своей шкуре почувствовать «регулирование по-американски».