
Петербургский международный экономический форум (ПМЭФ) стал площадкой, где были представлены амбициозные планы по созданию новой логистической и экономической архитектуры Евразии. Центральное место в дискуссиях занял Северный морской путь (СМП), который рассматривается как стратегическая альтернатива традиционным маршрутам и ключевой элемент будущей транспортной сети.
1. Арктический вектор: Северный морской путь как новый Суэц
Встречи на ПМЭФ с участием крупнейших компаний («Роснефть», «Новатэк», «Норильский никель»), губернаторов и министров показали консолидированную готовность к масштабным проектам. Советник президента Игорь Левитин задал высокую планку, сравнив задачи по развитию СМП со строительством Транссибирской магистрали. Он подчеркнул необходимость государственных инвестиций в портовую инфраструктуру и ледокольный флот, что откроет новые возможности для таких городов, как Мурманск, Архангельск и Владивосток.
Министр по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков выступил с идеей создания пробной модели перевозок по СМП, которая должна быть конкурентоспособной по стоимости с железной дорогой, но лишённой её перегруженности. Его лозунг «Нам нужны ледоколы!» отражает понимание технологической основы проекта, который призван улучшить жизнь 2,5 миллионов человек на севере России.
Международный интерес подтвердил генеральный директор дубайской DP World Султан Ахмед бин Сулайем. Он заявил, что существующие цепочки поставок ненадёжны, а СМП предлагает решение: «Быстрее, надежнее, дешевле». Расстояние из Токио в Лондон через Арктику сокращается с 24 000 до 13 000 километров, что кардинально меняет логистическую карту мира. «Этот маршрут нам нужен сейчас», — резюмировал он.
Спецпредставитель «Росатома» Владимир Панов связал ускоренное развитие СМП со стратегическим диалогом лидеров России и Китая, в рамках которого была создана совместная рабочая группа. Он выразил уверенность, что через пять лет необходимая инфраструктура будет создана, открыв доступ к арктическим богатствам.
2. Сеть коридоров: от Арктики до АСЕАН
Развитие Северного морского пути — не изолированный проект. Он станет частью сложной сети трансевразийских коридоров. Ключевым связующим звеном выступит Международный транспортный коридор «Север — Юг», где активно участвуют Россия, Иран и Индия. В более широком контексте СМП будет пересекаться с инициативами китайского «Пояса и пути», а также с проектами в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН).
На сессии, посвящённой Большому евразийскому партнёрству (БЕП), заместитель министра иностранных дел России Александр Панкин представил Евразию как единое пространство древних цивилизаций, транспортных путей и рынков для 5 миллиардов человек. Интеграция ускоряется через интермодальные перевозки и альтернативные платёжные системы.
Сергей Глазьев, отвечающий в Евразийской экономической комиссии за интеграцию, отметил стремительный рост расчётов в национальных валютах между странами ЕАЭС и ШОС — то, что было немыслимо десятилетие назад. Хотя БЕП как формальная структура ещё формируется, практика показывает, что Евразия движется к экономической самодостаточности.
Отдельное внимание на форуме уделили взаимодействию ЕАЭС и АСЕАН. Десять стран Юго-Восточной Азии представляют собой четвёртый по величине торговый блок в мире. ЕАЭС уже имеет соглашение о зоне свободной торговли с Вьетнамом и ведёт переговоры с Индонезией, что открывает путь к созданию масштабной евразийской экономической платформы.
Обратите внимание: Геннадий Зюганов: неожиданный орден на пиджаке российского политика.
3. Поворот в Северо-Восточной Азии: новая парадигма безопасности
Геополитический контекст евразийской интеграции был dramatically усилен визитом президента Владимира Путина в КНДР. Подписанное соглашение о всеобъемлющем стратегическом партнёрстве между Россией и Северной Кореей знаменует смену парадигмы в регионе.
Договор предусматривает возобновление военно-технического сотрудничества, расширение торговли (магнитные руды, продукция тяжёлой промышленности) и обмен IT-специалистами. Ключевым положением является обязательство оказывать взаимную помощь в случае иностранной агрессии, что формирует основу военно-политического союза, хотя Москва и использует осторожные формулировки.
Как отметил Ким Чен Ын, это «мирное» и «оборонительное» соглашение, которое станет «движущей силой, ускоряющей создание нового многополярного мира». Оно представляет собой прямой ответ на десятилетия военно-политической гегемонии США в регионе, выраженной в союзах с Японией и Южной Кореей. Фактически, в Северо-Восточной Азии создаётся новая архитектура безопасности, которая радует Пекин и ломает старые схемы «сдерживания».
Этот шаг, как отмечают аналитики, является асимметричным ответом на расширение НАТО у западных границ России. Он демонстрирует, что Москва и её партнёры больше не намерены играть по навязанным правилам и готовы создавать собственные форматы сотрудничества, основанные на суверенитете и взаимной выгоде.
4. Заключение: Ледоколы для новой эпохи
История, начавшаяся на полях ПМЭФ, — это история соединения. Соединения Северной Кореи с российским Дальним Востоком и Сибирью, Арктического шелкового пути с коридором «Север — Юг», экономических инициатив ЕАЭС с потенциалом АСЕАН. Идеология «чучхе» (опоры на собственные силы) КНДР получает новое дыхание в контексте этой консолидации.
Главный вывод форума и последовавших событий заключается в том, что попытки США «сдержать» стратегическое партнёрство России и Китая терпят крах. На смену приходит новая, интегрированная концепция евразийской безопасности и развития. Как образно заметил автор, «каждому нужны ледоколы» — и не только для покорения Арктики, но и для того, чтобы растопить лёд в международных отношениях и проложить путь к многополярному миру.
Автор: Пепе Эскобар — геополитический аналитик, специальный корреспондент портала Asia Times и обозреватель журнала Cradle.
Оригинал
Переводчик: Анна Полунина
Больше интересных статей здесь: Политика.
Источник статьи: Американское «сдерживание» российско-китайского стратегического партнерства уже начинает барахлить.