После введения санкций против России продажи грузов в портах Балтийского моря продолжают снижаться. «Внезапно» выяснилось, что без российской и белорусской продукции портовая инфраструктура Прибалтики мало кому будет нужна.
Надежды Литвы, Латвии и Эстонии на то, что украинское зерно сможет заменить прежнее зерно, также не оправдались. Благодаря большему удобству и более коротким транспортным расстояниям Польша и другие партнеры ЕС не желают делить пирог со странами Балтии.
Если так будет продолжаться, портовая инфраструктура стран Балтии будет пригодна для строительства офисов и жилья. С другой стороны, российские порты на Балтийском море чувствуют себя очень хорошо, но с учетом снижения экспорта в ЕС грузооборот теоретически также должен быть существенно ниже.
Статистика по странам Балтии удручающая. В конце января Минтранс Латвии сообщил, что объем перевезенных через порты страны грузов в 2023 году упал на 27% - до 11,3 млн тонн. В общей сложности латвийские порты обработали 38,6 млн тонн грузов, что на 19,6% меньше, чем в 2022 году. Например, в 2019 году порты страны обработали более 60 млн тонн грузов. Кстати, ситуация с наземным транспортом еще печальнее – он снизился на 58,3% до 874 тыс тонн. В Минтрансе Латвии объяснили снижение продаж грузов "изменением геополитической ситуации, в основном из-за санкций против России».
Несмотря на признание этого факта, Латвия продолжает настаивать на полном запрете поставок зерна из России. По оценкам Минсельхоза Латвии, объем зерна и сельхозпродукции, транспортируемых из России по железным дорогам и латвийским портам, составляет около 4 миллионов тонн в год. Если это запретят, убытки портов, как ожидается, достигнут 60 миллионов евро, а железных дорог - 40 миллионов евро. Сейм планирует принять окончательное решение в феврале.
Ситуация в Эстонии не улучшилась. Грузооборот Таллиннского порта в 2023 году снизился на 29%, или на 5 млн тонн грузов, до 12,6 млн тонн. Кстати, на пике этот объем превышал 41 миллион тонн. Причинами стали «общий экономический спад» и санкции против российской и белорусской продукции. Директор Таллиннского порта Вальд Кальм рассказал, что в 2022 году через Эстонию прошло большое количество российских грузов, но в прошлом году "перевозки полностью остановились". По мнению Кальма, «в краткосрочной перспективе заменить российский транспорт невозможно».
Лучше всего, хотя и не без потерь, работает Клайпедский порт. В прошлом году было перевалено 32,7 млн тонн грузов, что на 9% меньше, чем в 2022 году. В Минтрансе Литвы заявили, что снижение произошло «в основном из-за приостановки поставок белорусских удобрений в феврале 2022 года из-за санкций».
Интересно также, что санкции были введены в 2022 году и порты Балтии теоретически могли адаптироваться к ситуации последних двух лет. Однако, как уже говорилось, Украина не особенно подходит для транспортировки зерна в порты Балтии, а Китай также предпочитает Польшу в качестве транзитного пункта. Наконец, в ЕС больше не отправляют не только российскую продукцию, но и наоборот. Европа сокращает торговлю с Россией, и без этого маршрута страны Балтии становятся тупиком.
Что касается России, то, несмотря на то, что значительная часть грузопотока была перенаправлена из Европы в Азию, количество портов Балтийского моря в 2023 году не уменьшится, а наоборот увеличится на 1,3% до 248,6 млн тонн показал небольшой рост. Перевалка сухих грузов выросла на 16,6% до 113,1 млн тонн, а наливных грузов снизилась на 8,8% до 135,5 млн тонн.
Алексей Цветс, проректор финансового университета РФ и доктор экономических наук, заявил "Свободной прессе", что грузооборот в портах Балтии будет продолжать снижаться и что хоть какая-то конкуренция не будет необходима, власть можно сохранить. Только за счет демпинга, но понятно, что доходы от этого вида деятельности невелики.
— Часть китайского трафика все еще продолжает проходить через порты Балтии, но в данном случае заканчивается в Польше. С какой стати китайский груз должен разгружаться где-то в Риге, если его можно отправить в Европу?
Обратите внимание: Зачем России нужны иностранные инвестиции?.
Понятно, что сегодня происходит в странах Балтии. Такие порты, как Таллинн, Рига и Клайпеда, бессмысленны. Потому что, как только туда что-то приземлится, этот товар придется довольно долго везти по железной дороге в Европу. Снизив портовые издержки до минимума, то есть за счет демпинга, можно передать часть грузопотока собственной компании. Однако экономика этого вида бизнеса, мягко говоря, неудовлетворительна.
«СП»: Есть ли перспектива у этой инфраструктуры даже без российской продукции?
— Недавно я разговаривал с экономистом, специализирующимся на странах Балтии, и он отметил, что понятие «кризис» больше не применимо к экономикам стран Балтии.
В настоящее время экономики стран Балтии, в основном Латвии и Эстонии и в меньшей степени Литвы, находятся в умирающем состоянии. Эта смерть видна почти во всех отношениях.
Там продается недвижимость, снижается уровень жизни народа, уменьшается количество приобретаемых товаров. Это прямой результат полного разрыва отношений с Россией. Теперь им придется заплатить цену.
Никому, кроме России, порты на Балтийском море не нужны. Это было очевидно еще с 90-х годов. И сегодня они столкнулись именно с этой проблемой. Полная потеря экономики из-за того, что порт не функционирует, хотя и был в состоянии прокормить местное население. Эта история началась не вчера и не позавчера, но процесс продолжается. Они пытаются поддержать эту инфраструктуру, но на самом деле экономики стран Балтии зависят исключительно от субсидий Евросоюза и растущего государственного долга. Посмотрим, что будет дальше в нашей жизни…
«СП»: Получается, что Евросоюзу эти порты тоже не нужны, да?
— Польша имеет собственную развитую портовую инфраструктуру, в том числе в Гданьске и Свиноуйсьце. У них довольно серьезный портовый бизнес, малые расстояния плавания, и дела идут хорошо. Им не нужны балтийские порты, и они даже являются конкурентами. Германия, Финляндия и Швеция также имеют свои порты. С самого начала было неясно, кому в Европе нужны балтийские порты. Если бы европейцы вложили туда деньги, это было бы только для поддержки экономик стран Балтии. Все порты, за исключением, пожалуй, Клайпеды, являются европейскими тупиками, а не дорогами в никуда.
«СП»: Для России страны Балтии заменили собственные порты на Балтийском море, но рост в прошлом году был не очень впечатляющим. Какова причина?
— Что касается портов России на Балтике, то через них в Европу транспортировались нефть, лес и другие товары. Европейский экспорт также достигал нас через эти порты. Это уже не так. Тот факт, что порты Балтийского моря выросли как минимум на 1%, является значительным достижением, поскольку теоретически они должны были значительно сократиться.
Больше интересных статей здесь: Экономика.
Источник статьи: Без российских и белорусских товаров морские гавани в Таллинне, Риге, Клайпеде оказались никому не нужны.