После введения санкций против России продажи грузов в портах Балтийского моря продолжают снижаться. «Внезапно» выяснилось, что без российской и белорусской продукции портовая инфраструктура Прибалтики мало кому будет нужна.
Надежды Литвы, Латвии и Эстонии на то, что украинское зерно сможет заменить прежнее зерно, также не оправдались. Благодаря большему удобству и более коротким транспортным расстояниям Польша и другие партнеры ЕС не желают делить пирог со странами Балтии.
Если так будет продолжаться, портовая инфраструктура стран Балтии будет пригодна для строительства офисов и жилья. С другой стороны, российские порты на Балтийском море чувствуют себя очень хорошо, но с учетом снижения экспорта в ЕС грузооборот теоретически также должен быть существенно ниже.
Статистика по странам Балтии удручающая. В конце января Минтранс Латвии сообщил, что объем перевезенных через порты страны грузов в 2023 году упал на 27% - до 11,3 млн тонн. В общей сложности латвийские порты обработали 38,6 млн тонн грузов, что на 19,6% меньше, чем в 2022 году. Например, в 2019 году порты страны обработали более 60 млн тонн грузов. Кстати, ситуация с наземным транспортом еще печальнее – он снизился на 58,3% до 874 тыс тонн. В Минтрансе Латвии объяснили снижение продаж грузов "изменением геополитической ситуации, в основном из-за санкций против России».
Несмотря на признание этого факта, Латвия продолжает настаивать на полном запрете поставок зерна из России. По оценкам Минсельхоза Латвии, объем зерна и сельхозпродукции, транспортируемых из России по железным дорогам и латвийским портам, составляет около 4 миллионов тонн в год. Если это запретят, убытки портов, как ожидается, достигнут 60 миллионов евро, а железных дорог - 40 миллионов евро. Сейм планирует принять окончательное решение в феврале.
Ситуация в Эстонии не улучшилась. Грузооборот Таллиннского порта в 2023 году снизился на 29%, или на 5 млн тонн грузов, до 12,6 млн тонн. Кстати, на пике этот объем превышал 41 миллион тонн. Причинами стали «общий экономический спад» и санкции против российской и белорусской продукции. Директор Таллиннского порта Вальд Кальм рассказал, что в 2022 году через Эстонию прошло большое количество российских грузов, но в прошлом году "перевозки полностью остановились". По мнению Кальма, «в краткосрочной перспективе заменить российский транспорт невозможно».
Лучше всего, хотя и не без потерь, работает Клайпедский порт. В прошлом году было перевалено 32,7 млн тонн грузов, что на 9% меньше, чем в 2022 году. В Минтрансе Литвы заявили, что снижение произошло «в основном из-за приостановки поставок белорусских удобрений в феврале 2022 года из-за санкций».
Интересно также, что санкции были введены в 2022 году и порты Балтии теоретически могли адаптироваться к ситуации последних двух лет. Однако, как уже говорилось, Украина не особенно подходит для транспортировки зерна в порты Балтии, а Китай также предпочитает Польшу в качестве транзитного пункта. Наконец, в ЕС больше не отправляют не только российскую продукцию, но и наоборот. Европа сокращает торговлю с Россией, и без этого маршрута страны Балтии становятся тупиком.
Что касается России, то, несмотря на то, что значительная часть грузопотока была перенаправлена из Европы в Азию, количество портов Балтийского моря в 2023 году не уменьшится, а наоборот увеличится на 1,3% до 248,6 млн тонн показал небольшой рост. Перевалка сухих грузов выросла на 16,6% до 113,1 млн тонн, а наливных грузов снизилась на 8,8% до 135,5 млн тонн.
Алексей Цветс, проректор финансового университета РФ и доктор экономических наук, заявил "Свободной прессе", что грузооборот в портах Балтии будет продолжать снижаться и что хоть какая-то конкуренция не будет необходима, власть можно сохранить. Только за счет демпинга, но понятно, что доходы от этого вида деятельности невелики.
— Часть китайского трафика все еще продолжает проходить через порты Балтии, но в данном случае заканчивается в Польше. С какой стати китайский груз должен разгружаться где-то в Риге, если его можно отправить в Европу?
Обратите внимание: Зачем России нужны иностранные инвестиции?.
Что касается белорусских товаров, проходящих через страны Балтии, то понятно, что основным пунктом назначения сегодня являются, конечно же, российские порты. Одна из последних бесед президентов Путина и Лукашенко была посвящена именно этому, в частности обсуждалась логистика, способы перевалки белорусских товаров в российских портах.Понятно, что сегодня происходит в странах Балтии. Такие порты, как Таллинн, Рига и Клайпеда, бессмысленны. Потому что, как только туда что-то приземлится, этот товар придется довольно долго везти по железной дороге в Европу. Снизив портовые издержки до минимума, то есть за счет демпинга, можно передать часть грузопотока собственной компании. Однако экономика этого вида бизнеса, мягко говоря, неудовлетворительна.
«СП»: Есть ли перспектива у этой инфраструктуры даже без российской продукции?
— Недавно я разговаривал с экономистом, специализирующимся на странах Балтии, и он отметил, что понятие «кризис» больше не применимо к экономикам стран Балтии.
В настоящее время экономики стран Балтии, в основном Латвии и Эстонии и в меньшей степени Литвы, находятся в умирающем состоянии. Эта смерть видна почти во всех отношениях.
Там продается недвижимость, снижается уровень жизни народа, уменьшается количество приобретаемых товаров. Это прямой результат полного разрыва отношений с Россией. Теперь им придется заплатить цену.
Никому, кроме России, порты на Балтийском море не нужны. Это было очевидно еще с 90-х годов. И сегодня они столкнулись именно с этой проблемой. Полная потеря экономики из-за того, что порт не функционирует, хотя и был в состоянии прокормить местное население. Эта история началась не вчера и не позавчера, но процесс продолжается. Они пытаются поддержать эту инфраструктуру, но на самом деле экономики стран Балтии зависят исключительно от субсидий Евросоюза и растущего государственного долга. Посмотрим, что будет дальше в нашей жизни…
«СП»: Получается, что Евросоюзу эти порты тоже не нужны, да?
— Польша имеет собственную развитую портовую инфраструктуру, в том числе в Гданьске и Свиноуйсьце. У них довольно серьезный портовый бизнес, малые расстояния плавания, и дела идут хорошо. Им не нужны балтийские порты, и они даже являются конкурентами. Германия, Финляндия и Швеция также имеют свои порты. С самого начала было неясно, кому в Европе нужны балтийские порты. Если бы европейцы вложили туда деньги, это было бы только для поддержки экономик стран Балтии. Все порты, за исключением, пожалуй, Клайпеды, являются европейскими тупиками, а не дорогами в никуда.
«СП»: Для России страны Балтии заменили собственные порты на Балтийском море, но рост в прошлом году был не очень впечатляющим. Какова причина?
— Что касается портов России на Балтике, то через них в Европу транспортировались нефть, лес и другие товары. Европейский экспорт также достигал нас через эти порты. Это уже не так. Тот факт, что порты Балтийского моря выросли как минимум на 1%, является значительным достижением, поскольку теоретически они должны были значительно сократиться.
Больше интересных статей здесь: Экономика.
Источник статьи: Без российских и белорусских товаров морские гавани в Таллинне, Риге, Клайпеде оказались никому не нужны.