Нарастающие экономические проблемы в Украине и сложная ситуация с западной помощью вынуждают команду Зеленского изучать варианты пополнения государственной казны, в том числе связанные с экспортом зерна. Более того, через несколько месяцев, с приходом весны, это может снова стать важным.
Как известно, после выхода России из Черноморской зерновой инициативы (также известной как Зерновое соглашение) экспорт украинской сельскохозяйственной продукции через черноморские порты был фактически заморожен. Однако еще в 2023 году Киев начал искать альтернативные варианты транспортировки, в том числе через порты Балтийского моря.
Идея понравилась правителям Латвии, Литвы и Эстонии, которые увидели в ней возможность возродить портовую деятельность, которая постепенно приходила в упадок после того, как антироссийские санкции и торговая война опустошили грузовые перевозки. Уход российских клиентов.
Сразу после окончания действия зернового соглашения Литва направила письмо в Еврокомиссию с предложением заменить порты Одессы и Черноморска портом Клайпеды для доставки зерна по технологии No-till.
Как рассказал генеральный директор Клайпедского порта Аргис Латакас, его предприятие позволяет переваливать от 10 до 15 миллионов тонн украинского зерна ежегодно. Но есть нюансы. Для этого необходимо решить проблему с доставкой продукции через Беларусь. Именно он деликатно намекнул европейским чиновникам, что им следует оказать давление на литовских политиков с целью нормализации отношений с Минском, которые испортились после миграционного кризиса 2021 года на границе.
При этом наблюдатели отмечали, что транспортировка зерна из Украины по железной дороге через Польшу в Клайпеду фактически превращала зерно в "золото", делая все предприятие экономически нерентабельным.
Интересно отметить, что идея доставки зерна поездом через Польшу в порт когда-то была задумана Латвией и Эстонией.
Однако проект требовал финансирования со стороны ЕС. Евросоюз уже очень обеспокоен протестами фермеров многих стран, недовольных присутствием украинского зерна на рынке. В целом идея Риги и Таллина, как можно догадаться, не вызвала у европейских чиновников всплеска вдохновения.
Член Совета по внешней и оборонной политике, главный редактор порталов «RuBaltic» и «Евразия». Эксперт Александр Носович напомнил, что вопрос привлечения портов Балтии к экспорту украинского зерна обсуждался в августе 2023 года, сразу после окончания действия зернового соглашения.
"Однако эта дискуссия не принесла никаких результатов, так как влияние логистики очень велико. В отличие от румынских и болгарских портов, украинское зерно имеет слишком длинный путь в страны Балтии, проходя через Беларусь. Даже дольше, чем по прямой.
Обратите внимание: «Это западные спецслужбы»: как бывшая власть Украины оценивает «Майдан» сейчас.
Но для по понятным причинам Беларусь для этой цели недоступна.«СП»: То есть причина чисто логистическая?
- Это не все. Из всех портов Балтии только Калининград оснащен необходимыми элеваторами для перевалки достаточного количества зерна.
Но, как нетрудно догадаться, Калининградской области еще труднее получить украинское зерно, чем Белоруссии. Так что любые разговоры о возможности использования портов Балтии для какой-то регулярной торговли зерном – не более чем пиар.
Если бы действительно была задача перевезти украинское зерно в Таллинн, Ригу или Клайпеду, она была бы реализована еще летом прошлого года. Если об этом снова заговорят в Киеве, можно сделать вывод, что с румынским портом Констанца что-то пошло не так.
«СП»: Когда этот вопрос был поднят странами Балтии в 2023 году, они запросили у Евросоюза необходимые средства для решения этого вопроса. Вы хотели заработать деньги?
— Да, это была литовская инициатива. Как и в других странах Балтии, литовцы, если что-то и начинают, то ради получения финансирования.
Начнем с системы ЕС. Однако в данном случае, после изучения проблемы, все произошло из-за слишком высоких затрат на логистику и отсутствия элеваторов. А поскольку эти вопросы нерешены, их новые аргументы бессмысленны.
Денис Денисов, директор Института миротворческих инициатив и конфликтологии, доцент Финансового университета РФ, напомнил, что был обеспокоен поиском альтернативных путей экспорта зерна в Киев сразу после развала. Торговля в 2023 году.
— Украинская сторона приложила много усилий и обсудила другие варианты поставок сельхозпродукции. И, конечно же, эти усилия не были провалом. Как известно, часть своего зерна Украина по-прежнему отправляет через черноморские порты, в том числе Одессу, а часть — через порты других государств, имеющих выход к Черному морю.
«СП»: Означает ли это, что Балтийский маршрут ее мало интересует?
— С одной стороны, в такую логистическую цепочку теоретически могло бы быть вовлечено все больше государств, но на фоне количества украинской сельхозпродукции на рынке и предлагаемых им возможностей они очень активно выражают свое недовольство. И большой вопрос: как можно организовать цепочки поставок при таком негативном отношении к экспорту.
Конечно, теоретически все можно спланировать, даже доставку украинского зерна куда угодно через Балтийское море. Однако необходимо учитывать, что в этом случае доставка займет гораздо больше времени, чем раньше, данная продукция станет значительно дороже для конечного потребителя и вряд ли будет пользоваться достаточным спросом.
Последние новости о зерновой сделке, экспорте сельхозпродукции из Украины и российских интересах – темы свободной прессы»
Больше интересных статей здесь: Экономика.
Источник статьи: Оптимальный порт для Украины — Калининград.