Свыше 70% российских производителей вычислительной техники сталкиваются с систематическими нарушениями правил национального режима в госзакупках. Согласно исследованию консорциума «Вычислительная техника», большинство госзаказчиков находят способы приобретать иностранное оборудование, несмотря на существующие ограничения, призванные поддерживать отечественного производителя.
1. Хитрости и лазейки в закупках
Основной метод обхода правил — объединение в один «смешанный лот» товаров, у которых есть российские аналоги, и тех, для которых их нет. В таких случаях принцип «второй лишний», запрещающий закупку иностранного товара при наличии отечественного, перестаёт действовать. Это позволяет закупать импортную электронику по всем позициям лота.
Помимо этого, производители указывают на другие проблемы: завышенные технические требования, ошибки в конкурсных процедурах и некорректный расчёт начальной максимальной цены контракта (НМЦК). По сути, в сфере госзакупок импортной электроники работают настоящие «кудесники», находящие лазейки в законодательстве.
2. Эволюция национального режима
Национальный режим, инициированный ещё в 2023 году, включает несколько инструментов: ценовое преимущество для российских товаров (15%), полный запрет на закупку определённых иностранных товаров и тот самый принцип «второй лишний». Однако на практике заказчики часто сталкиваются с отсутствием нужных российских решений, их низким качеством или высокой ценой, что и толкает их на поиск обходных путей.
В 2024 году режим претерпел изменения: была отменена система квотирования, которая часто приводила к недостоверной отчётности. Вместо этого введены новые понятия «российское лицо» и «иностранное лицо», а правила распространились и на закупку работ и услуг, чтобы исключить лазейку с «установкой» импортного оборудования.
3. Проблемы реестра и локализации
Ключевой вызов — формирование и наполнение единого реестра отечественной промышленной продукции (ГИСП). Возникают сложные вопросы: как оценивать продукцию, состоящую из сотен компонентов разного происхождения? Что считать «наукоёмким ядром»? Как учитывать производителей, выпускающих лишь малые серии?
Яркий пример — автопром. «Москвич-3» от ПАО «КАМАЗ» числится в реестре, но по баллам локализации не соответствует критериям для госзакупок и должен достичь нужного уровня только к 2029 году. В то же время LADA NIVA уже имеет статус «соответствует». Это показывает, что система учится учитывать глубину локализации.
4. Предложения отрасли и поиск баланса
Отечественные производители обратились в Минпромторг с рядом инициатив для усиления защиты рынка. Они предлагают:
- Распространить правило «второй лишний» на все ключевые категории электроники (ноутбуки, серверы, смартфоны и т.д.).
- Запретить объединять в одном лоте продукцию из реестра и ту, которой в нём нет.
- Рассчитывать НМЦК строго по ценам российских производителей из реестра.
- Обязать заказчика доказывать отсутствие российского аналога, если он указывает зарубежную продукцию.
Однако здесь возникает дилемма. Для госзаказчика российский продукт теряет ценность, если он лишь аналог импортного, но при этом значительно дороже. Вопрос в том, как найти разумный баланс, чтобы поддержка отечественного производителя не превратилась в принуждение заказчиков покупать заведомо невыгодное.
Эксперты видят выход в нормировании потребностей — составлении чётких списков государственных задач, под которые будут формироваться закупки. Это может создать стабильный рынок сбыта и стимулы для развития российских технологий, не нанося ущерба эффективности госрасходов.
Обратите внимание: Пополнение доходной части бюджета с помощью л*гализации работы д*вуш*к л*гкого пов*д*ния..
Больше интересных статей здесь: Экономика.
Источник статьи: Госзаказчики обходят нацрежим и затовариваются иностранной электроникой за счет бюджета.