
Количество российских регионов, сталкивающихся с проблемой с проблемой дефицита топлива и вынужденной приостановкой деятельности независимых АЗС, постепенно растет.
Если ранее проблемы отмечались на Дальнем Востоке и в Саратовской области, то сейчас счет таким субъектам пошел уже на десятки: нехватку бензина наблюдают в Крыму, а также в Нижегородской, Ростовской, Рязанской и других областях, включая даже Подмосковье.
«На российском рынке топлива, действительно, наблюдаются определенные сложности. В первую очередь сейчас это нехватка высокооктановых бензинов. Поступает информация о перебоях с поставками на АЗС в ряде регионов, что может приводить в том числе к закрытию заправок», — отметил, в частности, президент Независимого топливного союза Павел Баженов.
«В целом уже несколько недель ряд АЗС не могут получить отгрузок с нефтеперерабатывающих заводов. О проблемах с поставками топлива сообщают участники рынка всё большего числа регионов», — пояснила член Российского топливного союза, управляющий партнер сети АЗС GP Vympel Екатерина Савкина.
Среди основных причин складывающегося дефицита эксперты называют сезонное повышение спроса на бензин и рост активности туризма. Также пагубно на ситуации с топливом сказываются растущие цены.
Но вот что интересно — у нас в стране каждый год наступает этот самый высокий сезон, сопровождающийся заметным ростом цен, и ежегодно он объясняется аналитиками пресловутым ростом активности автотуризма, а также дежурно списывается на посевные и уборочные кампании. Но чтобы заправки в Подмосковье стали надолго «заматывать пистолеты» с 95-м или более высокооктановым топливом — такое, пожалуй, происходит впервые за много-много лет.
Может, эксперты чего-то недоговаривают или не туда смотрят?
— На мой взгляд, корни складывающейся ситуации прежде всего следует искать не столько в технической, сколько в экономической плоскости, — поделился с «СП» своим видением ситуации с бензином в России ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.
— Если бы мы не могли чисто технически производить требуемые объему топлива, то дефицит его наблюдался бы в том числе и у вертикально-интегрированных компаний, ВИНКов. Пока же мы видим, что высокооктановый бензин пропадает именно на независимых заправках.
«СП»: А поговаривают, что эти самые ВИНКи, обладающие собственными нефтеперерабатывающими заводами, придерживают топливо, не выставляют на торги, чтобы самим хватало.
— Ну, тогда бы мы не видели вообще торгов на бирже, а торги идут, и объемы идут. Видно, что в общем-то эти объемы вполне себе стандартные. То есть сокращения объема продаж на бирже в основном и нет.
Вероятно, здесь может быть дело в том, что в августе были обновлены исторические рекорды оптовой стоимости топлива на бирже, особенно по 95-му бензину. А когда эти цены высоки, независимые АЗС вынуждены покупать его задорого, а продавать-то им так же задорого никто, по сути не дает. Потому что, во-первых, есть конкуренция за клиентов с теми же ВИНКами. А во-вторых — неусыпно бдит Федеральная антимонопольная служба, которая на независимые АЗС приходит в случае поднятия розничных цен, и выдвигает обвинения в необоснованном их росте.
Так что у независимых компаний, по сути, два выхода — либо торговать себе в убыток, либо «заматывать пистолеты» до тех пор, пока ВИНКи на своих заправках цены поднимут, чтобы можно было хоть что-то наторговать. Вот это ярко видно, кстати, на примере Крыма, где ВИНКов в принципе нет, одни независимые АЗС. Основная экономическая проблема, на мой взгляд, кроется в этом перекосе.
«СП»: Хорошо, причины отсутствия высокооктанового бензина на независимых АЗС более или менее понятны. А с биржами-то что не так? Торги хоть и идут, но цены-то бьют рекорд за рекордом.
— В принципе, фактом нынешнего обновления исторического рекорда цен мы обязаны особенностям нынешней нашей экономики. А особенность ее в том, что когда цены на бирже на топливо повышаются, то считают прежде всего 92-й бензин. Если цены на это вид топлива превышают в течение месяца 10% от так называемой индикативной цены, тогда нефтяным компаниям из бюджета не выплачивают демпфирующую надбавку.
А они не хотят лишаться этих денег, и поэтому 92-й бензин всеми правдами и неправдами удерживают хоть и в самой верхней, но все-таки границе ценового коридора.
Обратите внимание: Глобальный кризис 2020 года уже близок. Топ 10 весомых причин!.
А на 95-й и 98-й бензины это правило не распространяется, так что эти-то виды могут дорожать сколько угодно, нефтяные компании все равно получат выплаты по демпферу.Еще одним фактором обновления на биржах исторических рекордов стоимости 95-го бензина в нынешнем году стало то, что реально произошло сокращение выплат по демпферу по причине одновременного укрепления рубля и падения цен на нефтепродукты на внешних рынках. По моим данным, за 7 месяцев 2025 года эти выплаты упали почти вдвое, на 46%.
Так что нефтяники просто хотят добрать с внутреннего рынка то, что недополучили от госбюджета. Пожалуй, это самая фундаментальная причина из экономических, остальные — уже добавочные.
«СП»: Не далее как 8 сентября Санкт-Петербургская международная товарно-сырьевая биржа ужесточила правила торгов, объясняя это необходимостью остановки роста цен на топливо. Поможет?
— Тут сложно будет отличить, что сможет помочь. С одной стороны, у нас, как правило, в октябре вообще заканчивается автомобильный сезон, и цены снижаются. Хотя не исключаю, что и такая мера действительно сработает как надо.
Но я бы сказал, что реформы тут нужны. Хотя бы потому, что сейчас имеет место чисто психологический эффект.
Когда начинается пиковый спрос, цены ползут вверх, а тут новости появляются об уходе какого-то участника на неплановый ремонт по причине налета украинских беспилотников, и цены продолжают расти, но все остальные участники нервничают и кидаются скупать все сейчас — не ровен час, дальше-то может быть дороже.
А то, может, и вообще нужных объемов топлива долго не предвидится. И моментально возникает ажиотаж, паника, люди едут на заправки с десятками канистр и так далее. Вероятно, нынешние ограничения торгов на Петербургской бирже с этим смогут что-то поделать.
«СП»: А как насчет более масштабного вмешательства?
— Слишком радикальным оно получится. Например, можно бы повысить уровень обязательного объема продаж нефтепродуктов через биржу до уровня в 30% хотя бы. Но это же очень невыгодно для ВИНКов, которые этому будут всячески сопротивляться.
Можно бы, на мой взгляд, что-то сделать с самим демпферным механизмом. К примеру, пересмотреть его в сторону уменьшения. Бюджет страны, конечно, от этого только выиграет, потому что его затраты снизятся, но люди по итогу получат более дорогое топливо на заправках. Или, наоборот, увеличить его. Тогда мы получим сдерживание роста цен на заправках для конечного потребителя, но расходы бюджета существенно возрастут.
И то и то, в общем-то, для государства болезненно из-за существующего заметного дефицита госбюджета. Так что, я думаю, в пока государство на радикальные реформы не отважится, надо ждать более стабильных времен.
«СП»: Значит, все пойдет, как идет сейчас, а, следовательно, очередной «пик» спроса на бензин со всеми вытекающими последствиями неизбежен. Весь вопрос только в том, когда именно он приключится.
— Здесь довольно сложно прогнозировать, но если что-то подобное и может произойти, то, вероятно, следующим летом, потому что опять будет пик сезона, опять НПЗ начнут закрываться на ремонты.
Хотя далеко не факт, что это будет сопровождаться проблемами. В прошлом-то году не было никакого кризиса топливного. Но все, опять же, на мой взгляд, будет зависеть от вышеописанной фундаментальной проблемы — каким будет размер демпфирующих выплат нефтяникам.
Увеличиваться или уменьшаться они будут — во многом будет зависеть от стоимости нефтепродуктов на внешних рынках, от крепости рубля и от других факторов.
В любом случае, скорее всего, государство будет принимать решения в «ручном режиме», мониторя ситуацию и решая проблемы, как говорится, по ходу дела.
Больше интересных статей здесь: Экономика.
Источник статьи: Кому надо сейчас жестко дать по рукам, чтобы страна не рухнула в очередной бензиновый кризис.