Если сейчас килограмм обходится в 700 рублей, то сколько он будет стоить через три месяца?

Кандидат экономических наук, преподаватель Института международных экономических связей Сергей Суетин дал неутешительный прогноз по свиньям. Точнее, по ценам на свинину.

Экономист привел данные Росстата о том, что численность свиней к концу прошлого года сократилась до 27,8 млн голов, или на 1,6%, а их поголовье конкретно в домохозяйствах сокращается аж с 2002 года (падение к настоящему времени составило до 6%).

Кроме того, отметил эксперт, с каждым годом растет роль крупных агрохолдингов, что повышает уровень монополизации, однако не является благом для конечного потребителя.

При этом объемы российского экспорта свинины, по его словам, с 2010 года растут опережающими темпами.

«С одной стороны, успехи впечатляют, с другой — мы наблюдаем рост цен на свинину в отечественных магазинах. Свинина становится более дорогой летом и дешевеет в осенние месяцы. Тем не менее ситуация на рынке пока не вызывает оптимизма. Существенно увеличить поголовье свиней в краткосрочной перспективе не представляется возможным, так же как и изменить каналы поставок продукции. Поэтому стоит ожидать до конца года роста цен на 5—10%, а в начале 2026 года — стабилизации рынка», — резюмировал Сергей Суетин.

Если сейчас стоимость килограмма свинины в магазинах популярных торговых сетей РФ колеблется в диапазоне от 299.99 руб (за шашлык деликатесный) до 629.99 руб (свиной эскалоп), а у фермеров, доставляющих потребителям свинину на дом со своих ЛПХ, стоимость окорока, грудинки или корейки составляет 395 руб за кило (Московская область), то сколько же все это будет стоить через месяц другой, особенно если учесть, что когда у нас озвучивают возможный процент повышения цен на что-либо, на практике он оказывается более значительным? А главное — что можно сделать, чтобы этот самый ожидаемый рост предотвратить?

— Прежде всего, как это ни покажется заезженным, но придется «пропеть старую песню о главном» — инфляцию никто не отменял, — поделился своей точкой зрения на перспективы удорожания свинины экс-замминистра сельского хозяйства РФ, доктор экономических наук Леонид Холод.

— Соответственно, идет два взаимовстречных потока. Один поток — это монетарная инфляция, разводнение масштаба цен, поскольку денег в среднем у людей в карманах, как бы это странно ни выглядело, просто стало побольше.

С другой стороны, есть инфляция издержек у производителей, которые они, конечно, пытаются перенести в эти самые карманы потребителей. Поэтому пока есть инфляция, продуктовая инфляция никуда не денется.

«СП»: Конкретно это возможное повышение цен до конца года на свинину в диапазоне 5−10% насколько может быть ощутимым ля потребителей?

— Я лично свинину покупаю в «Дикси» и «Пятерочке», лопатку или бедро в вакуумной упаковке, самая дешевая на сегодняшний день стоит 300 рублей. Пять процентов — это еще плюс 15 рублей, десять процентов — это плюс 30 рублей. На первый взгляд, не очень много. Но с другой стороны, если инфляция до конца года поднимется, то продовольственная инфляция, естественно, может быть и повыше.

К тому же повышение цен на мясо потянет всю цепочку переработки — буженины, колбасы, сосисок. Этот рост может сопровождаться еще и ростом стоимости других компонентов, от электричества или тепла до соли или колбасных оболочек, так что цена переработаной продукции может быть и больше. Но насколько именно выше, тут вам ни один гадатель не скажет, но это может быть очень ощутимо.

Но вообще я лично не слишком доверяю подобным прогнозам, потому что на конечные цены, на самом деле, влияет, образно говоря, миллион факторов. И в том числе — вот такие вот «аналитические выкладки». Потому что если начинаются разговоры о скором удорожании того-то или того-то, как правило, это свидетельствует в первую очередь о большом желании определенных людей, структур, чтобы цены выросли.

«СП»: Выходит, эти прогнозы по свинине не должны быть поводом для беспокойства?

— В конечном счете все, конечно, будет зависеть от баланса спроса и предложения по свинине, однако тут есть определенная опасность уменьшения предложения из-за роста экспорта.

Обратите внимание: На пути к цифровому будущему: о реализации нацпрограммы «Цифровая экономика».

И я бы лично в этой связи обратил внимание на недавние новости о том, что Китай ввел сильно запретительные пошлины на поставки свинины из Европы, чтобы тамошние производители не демпинговали на местном рынке, и тем самым не сбивали цены китайских производителей.

Во-первых, местное производство свинины не способно справится с необходимыми Китаю объемами, и в ближайшие годы явно эту проблему не решит. А значит, спрос на это мясо в Поднебесной может перейти на соседние страны. Индия его не удовлетворит, там свои потребности. Во Вьетнаме мало свинины производят. В Монголии свиней не выращивают. С США у Китая сейчас напряженные отношения. Значит, остается Россия.

И если китайский спрос переключится на наш рынок, то в принципе даже сильная инфляция не будет влиять на возникновение у нас дисбаланса между спросом и предложением, которые сейчас находятся в относительном равновесии. Экспорт же играет роль своеобразного клапана, который позволяет «стравливать пар», то есть нераспроданное мясо, чтобы производители не разорились. Главное, чтобы он не пошел в ущерб внутреннему рынку.

«СП»: А такое может быть?

— Сейчас, в принципе, свинины у нас в России производится столько, сколько употребляется. Даже с небольшим избытком, потому что цены на нее растут медленнее, чем на другие виды мяса. Но если предложение уменьшится, все возможно.

Правда, некоторые рассуждают, что, мол, если увеличится экспорт, то и производство свинины возрастет, но надо же понимать, что это не происходит одномоментно. От постройки нового животноводческого комплекса до его заселения и выращивания молодняка свиней в требуемых объемах года четыре обычно требуется.

«СП»: О каком избытке производства, даже небольшом, можно говорить, если, по различным данным, поголовье свиней сейчас сокращается?

— Если вы имеет в виду какие-то данные о сокращении производства в январе-апреле 2025 года на 1,1% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, то эти цифры укладываются в обычное колебание поголовья. Допустим, забили партию, поголовье снизилось, а на рост молодняка время требуется. Вот если бы колебания поголовья составляли 5−10%, это можно было бы считать влияющим фактором, но не 1,1%.

«СП»: Как тогда быть с данными Росстата, в которых говорится, что с 2002 года поголовье свиней в домохозяйствах сократилось на 6%? Это тревожный фактор или нет?

— Для домохозяйств это значимые цифры. Структурно это может привести к возникновению дополнительного приличного спроса на мясо в местах, где оно в значительной степени обеспечивалось частным сектором. Это не может не волновать именно в свете состояния локальных рынков.

Больше интересных статей здесь: Экономика.

Источник статьи: Если сейчас килограмм обходится в 700 рублей, то сколько он будет стоить через три месяца?.