Вместо роботизации и новых технологий мы внедряем бюджетные «клизмы» и приезжую рабсилу

В России по итогам второго квартала был зафиксирован самый низкий уровень безработицы среди стран «Большой двадцатки» G20. Исторический минимум с показателем в 2.2% зафиксировали в июне, что на 0.1% ниже мартовского уровня. Это наилучший результат среди крупнейших экономик мира.

Братья по рейтингу

Второе место по низкому уровню безработицы среди стран G20 у Японии, там он составляет 2.5%. «Бронзу» забрала Южная Корея с показателем в 2.6%. Снизился уровень безработных в Индии и Бразилии.

В Мексике безработица «подросла» на половину процента и составляет 2.7%. Аналогичная ситуация в Турции, там уровень безработицы вырос до 8.4%. Аутсайдером списка оказалась Южная Африка, там показатель безработицы поднялся до 33.2%.

Ситуация по стране

В апреле-июне самый низкий показатель безработицы был отмечен в Москве, там он составил 0.8%. Уровень безработных в 1% зафиксирован на севере страны, в ЯНАО и ХМАО. Хуже дела обстоят на Северном Кавказе: в Карачаево-Черкесии уровень безработицы составил 6.7%, в Ингушетии — катастрофические 26.1%.

Сокращения отменяются

В июле этого года председатель комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярослав Нилов заявил об отсутствии предпосылок для массовых сокращений на российском рынке труда:

«У нас сегодня спрос на рынке труда, даже если где-то будет происходить сокращение, вероятность моментального трудоустройства возрастает. Достаточно посмотреть, как у нас сегодня рынок зависит от внешних ресурсов, в том числе от тех, кто приезжает работать по трудовым визам из разных стран.

Действительно, какие-то предприятия могут в силу оптимизации избавиться от сотрудников, которые не востребованы, но это не значит, что они будут безработными. У нас в стране крайне низкий уровень безработицы и большой спрос на специалистов.

Кроме того, государство предоставляет возможность абсолютно бесплатно получать образование, проходить переподготовку, поэтому причин для критических выводов нет".

Обсуждаем с экспертом

О том, стоит ли гордиться таким показателем безработицы, что к нему привело, какой уровень безработицы безопасен для экономики, рассказывает финансовый аналитик, кандидат экономических наук Михаил Беляев.

«СП»: Почему в России зафиксирован такой низкий уровень безработицы?

— Тут два момента: положительный и отрицательный. Первый заключается в том, что у нас в последние 2 года были высокие темпы роста экономики, причем в обрабатывающей промышленности, расширялось количество рабочих мест.

Обратите внимание: Smart Talking выпуск 8. Что ждать от экономики в новых условиях?.

Отрицательный же заключается в следующем: у нас низкий уровень автоматизации, роботизации, очень трудоемкий процесс производства.

В основном это из-за малопродуманной миграционной политики государства, шедшего на поводу у некоторых лоббистов и аналитиков, говоривших о дефиците рабочих рук и ввозивших эти «руки» с неизбирательным контролем.

Дешевая рабочая сила, даже нелегальная, по сути консервировала технологический прогресс в области освоения новых производственных фондов, машин, станков, оборудования, сокращающих потребность в рабочей силе.

«СП»: Обеспечивать работу робота стоит дороже, чем платить мигрантам…

— Конечно. Нужно купить робота, поставить, наладить, следить за ним. Если ввозить мигрантов, которым можно платить мизер, особенно нелегальных, то это будет дешевле.

«СП»:Так гордиться особо нечем?

— Совершенно нечем. Стоит упомянуть положительный момент, связанный с ростом экономики. В экономике важно знать причины, за счет чего происходит её рост, той же нашей, на 4 с лишним процента.

Рост шел в основном за счет «шприцевания» экономики из бюджета, это не возбраняется, но у нас весь её рост фактически держался на этом. Такой темп расширения называется экстенсивным, без технологических и качественных изменений. И когда эффект расширения закончился, оказалось, у нас темп роста 1.5%, на следующий год, по прогнозам Центробанка, 0.5−1.5%, на 27-й — около 2.5%, что неудовлетворительно.

Хороший темп роста экономики — интенсивный, за счет внедрения новых, более производительных процессов, оборудования, технологий.

«СП»: Какой уровень безработицы считается оптимальным для нормального функционирования экономики?

— Нулевого уровня безработицы никогда и нигде не бывает. Уровень в 2−3% - тот, при котором безработица не считается опасной, суммарный уровень, всех её типов.

Когда безработица — это совсем плохо? Когда количество свободных рабочих рук на рынке труда превышает количество рабочих мест, застойная безработица.

Есть второй тип — фрикционная, когда люди ищут работу, уволившись с прежнего места, они могут найти на рынке труда вакансию, но какой-то промежуток времени они безработные, это не опасно, обусловлено многим: сменой профессии, места жительства и т. д.

Бывает сезонная безработица, связанная с сельским хозяйством или туристическим сезоном, в ней тоже нет ничего плохого.

Главное — баланс видов

— Главное в данной ситуации — пропорции — важно не допускать повышения уровня застойной безработицы, когда она превышает показатель в 4−5% - это плохо. Но если в эти 5% попадает половина фрикционной безработицы, то для паники нет оснований.

Больше интересных статей здесь: Экономика.

Источник статьи: Вместо роботизации и новых технологий мы внедряем бюджетные «клизмы» и приезжую рабсилу.