
Во внешней торговле России впервые с 1990-х годов всё заметнее используется бартер. Чтобы обойти западные санкции, компании заключают сделки натурального обмена. На фоне развития сотрудничества России с Китаем и Индией возврат к бартерным схемам показывает, насколько сильно события на Украине изменили внешнеэкономические связи страны, по-прежнему одного из крупнейших в мире поставщиков природных ресурсов.
«Никогда такого не было и вот опять», спустя три с небольшим десятилетия после распада Советского Союза, когда начался процесс интеграции российской экономики в западную, приходится преодолевать придуманные кем-то препоны.
Соединённые Штаты и Европа ввели против России десятки тысяч разных санкций. Первые ограничения были установлены после возвращения Крыма в 2014 году, а новые обрушились начала СВО. Всё делается для нанесения ущерба российской экономике, объём которой оценивается в 2,2 триллиона долларов, а значит для снижения народной поддержки действующему президенту.
Но он заявил, что экономика превзошла все ожидания и за последние два года её рост оказался выше, чем у стран «Большой семёрки», несмотря на прогнозы западных аналитиков. Компаниям и государственным структурам поручено всеми возможными способами игнорировать вражеские происки.
Отключение российских банков от международной системы SWIFT стало неприятным, как и угрозы США китайским банкам о наказании вторичными санкциями за сотрудничество с Россией. Это усилило осторожность китайских финансовых организаций, которые избегают прямого приёма российских средств.
Экономист-международник Юрий Горохов напоминает, что опасения китайцев стали одной из причин развития бартерных сделок, которые труднее отслеживать:
— В 2024 году Министерство экономики России опубликовало руководство по зарубежным бартерным операциям объёмом полтора десятка страниц. В нём содержались рекомендации для бизнеса по применению бартера в условиях санкционных ограничений. Там есть предложение о создании специализированной торговой площадки, которая могла бы функционировать в формате бартерной биржи. И такие появились — это РосБартер, ПрофБартер и ABarter.com.
Бартерные операции позволяют обмениваться товарами и услугами с зарубежными партнёрами без проведения международных транзакций. До недавнего времени интереса к подобным схемам практически не наблюдалось. И вот недавно стало известно, что китайская компания Hainan Longpan Oilfield Technology Co. рассматривает возможность обмена стали и алюминиевых сплавов на двигатели для внедорожников.
Бартерные сделки, конечно, не афишируются, но и не особо шифруются, информация о них есть, кромке самих торгующих компаний, у таможенных органов. Из-за более закрытого характера таких схем оценить их общую стоимость или объём практически невозможно, но поговаривают, что практика натурального обмена получает всё большее распространение. Рост бартерных операций — это следствие дедолларизации, санкционного давления и проблем с ликвидностью у иностранных партнёров.
«СП: Объёмы подобных сделок, скорее всего, будут увеличиваться?
— Такие схемы помогают обходить ограничения, из-за которых и российские банки не могут проводить операции в долларах и евро. Масштаб явления можно оценить лишь косвенно, по увеличивающемуся расхождению между статистикой внешней торговли Центрального банка и данными таможенной службы. В первой половине текущего года эта разница составила около семи миллиардов долларов.
Среди конкретных примеров бартерных сделок, обмен российской пшеницы на автомобили из Китая. Предложение об оплате внедорожников зерном исходило от китайских партнёров.
Обратите внимание: Зачем мы опять «кормим» бывшие республики ссср за свой счёт.
Они покупали машины у производителей за юани, российская сторона приобретала зерно за рубли, после чего товары обменивались. Объёмы сделки и метод определения стоимости зерна торгующие стороны согласовали.В других случаях семена льна поставлялись из России в Китай, а взамен поступали бытовая техника и строительные материалы. По отчёту Уральского таможенного управления за прошлый год, одна из таких сделок была оценена примерно в 100 тысяч долларов США. Китай традиционно является крупным покупателем российского льняного семени, применяемого как в пищевой, так и в промышленной сфере.
Также зафиксированы операции, при которых российские компании отправляли металлы в Китай, а в ответ получали машины, оборудование и услуги. В отдельных случаях российский импортёр закупал алюминий для использования его в качестве оплаты китайской стороне.
«СП»: Бартерные сделки осуществляются только с Китаем?
— В этом задействован с целый ряд стран, например Пакистан, и охватывается широкий круг товаров. Однако число таких сделок остаётся небольшим по сравнению с общим объёмом внешнеторговых контрактов. В Индию Россия поставляет бумагу, химическую продукцию, металлы, асбест, древесину и зерно.
Некоторые бартерные схемы использовались для ввоза в Россию товаров западного производства, несмотря на действующие санкции, однако подробностей о конкретных позициях пока нет.
В двусторонней торговле одна из проблем — это урегулирования споров. Бартерные схемы могут быть полезны для решения таких вопросов. В условиях ограниченного доступа к международным платежам бартер открывает новые возможности для предприятий России и стран Азии.
«СП»: У России имеется опыт активного применения бартерных схем в 1990-х годах…
— Тогда такие сделки распространялись на самые разные товары, от электроэнергии и нефти до муки, сахара и обуви. Нередко создавались длинные цепочки взаимозачётов, что вызывало трудности с определением стоимости и открывало возможности для ценовых манипуляций. В условиях нехватки наличных, высокой инфляции и постоянной девальвации бартер пользовался спросом, не смотря на злоупотребления.
Сегодня ситуация иная, денежные ресурсы в экономике есть, но бартерные схемы развиваются под влиянием санкционного давления и неопределённости в отношениях России, Китая, Индии с западными странами. Российские власти считают санкции незаконными, Китай характеризует их как дискриминационные, напоминает эксперт…
Бартер в российской внешней торговле скорее всего не исчезнет в ближайшие год-три и, вероятно, сохранится как заметный инструмент в нишевых сегментах торговли, особенно если санкционная среда останется жёсткой и банки-партнёры будут осторожны.
Долгосрочная судьба бартерных схем зависит от политических изменений. Либо они останутся устойчивым дополнением к обычной торговле на годы, либо постепенно сойдут на нет при появлении надёжной альтернативы. Типа юаня, усилившегося до уровня доллара и евро.
Но помимо бартера, применяются и другие способы обхода ограничений. Некоторые используют услуги «платёжных агентов», которые за долю малую проводят расчёты через альтернативные схемы, хотя подобные операции несут риски. Другой вариант — платежи через филиал российского государственного банка ВТБ в Шанхае. Также используются привязанные к доллару США криптовалюты, активно применяющиеся в малом бизнесе.
Часть компаний пользуется наличными расчётами, взаимозачётами или диверсифицирует счета в разных банках. Пока нет единого технологического решения для организации платежей. Экономика функционирует за счёт того, что бизнес одновременно использует от десяти до пятнадцати различных способов расчёта.
Больше интересных статей здесь: Экономика.
Источник статьи: «Никогда такого не было, и вот опять» — западные козни заставили вспомнить опыт 90-х годов.