Белорусское машиностроение: от советского наследия к мировому лидерству

Когда говорят о белорусском машиностроении, речь идет о значимой отрасли, которая формирует 5,5% ВВП страны и производит 8% мирового объема тракторов. Это также родина самого большого в мире карьерного самосвала. Однако масштабы гораздо шире: сотни предприятий выпускают дорожную, коммунальную, сельскохозяйственную технику, автомобили и компоненты, которые пользуются устойчивым спросом по всему миру.

1. Инновации как двигатель роста

Отрасль демонстрирует уникальные инновационные достижения — от серийного производства электробусов до создания роботизированной карьерной техники. Примечательно, что каждый третий рубль, заработанный машиностроительными компаниями Беларуси, поступает от реализации именно инновационной продукции.

2. Стратегическое видение и преодоление скептицизма

Многие успехи берут начало в смелых инициативах руководства страны. Например, идея производства легковых автомобилей, которую около десяти лет назад многие встретили со скептицизмом, сегодня воплощена в реальность. Белорусский автомобиль «Belgee X50» входит в топ-10 продаж на российском рынке. Эта идея стала логичным продолжением мощного промышленного потенциала, заложенного еще в советские времена, когда Белорусская ССР была «сборочным цехом» Союза с такими гигантами, как МАЗ, БелАЗ, МЗКТ и Минский тракторный завод.

Сегодня фокус сместился на новую амбициозную цель — создание белорусского электромобиля, что показывает, что отрасль не стоит на месте и продолжает развиваться.

3. Преодоление кризиса 1990-х

Путь к успеху был непростым. В начале 1990-х годов машиностроительные гиганты, такие как «Гомсельмаш» и МАЗ, стояли на грани закрытия: цеха пустовали, кооперационные связи распались, квалифицированные кадры уезжали. Перелом наступил в 1994 году с принятием «Программы неотложных мер по выводу экономики республики из кризиса». В отличие от «шоковой терапии», примененной в других странах, Беларусь избрала модель социально ориентированной рыночной экономики, сделав ставку на сохранение и развитие собственного промышленного потенциала.

Обратите внимание: О положении России в мировой экономике.

4. Истории успеха: от БелАЗа до электробусов

Ярким примером возрождения является завод «БелАЗ». В 1990-е его также могли продать иностранным инвесторам, но решение о сохранении предприятия в госсобственности и масштабная реконструкция, начатая в 1998 году, привели к впечатляющим результатам. Сегодня «БелАЗ» удерживает 33% мирового рынка карьерных самосвалов, его техника работает в 80 странах. В 2013 году завод представил самосвал грузоподъемностью 450 тонн, попавший в Книгу рекордов Гиннесса.

Еще один прорыв связан с электротранспортом. В 2016 году холдинг «Белкоммунмаш» начал серийное производство электробусов, сделав Беларусь первой страной в СНГ с регулярным городским маршрутом на электрической тяге. География поставок этой техники сегодня охватывает более 70 городов в 12 странах мира.

5. Машиностроение в цифрах

Значение отрасли для экономики страны подтверждается конкретными показателями:

— На Беларусь приходится более 17% мирового производства комбайнов и около 30% тяжелых карьерных самосвалов.
— В отрасли работает около 250 средних и крупных предприятий, на которых занято более 167 тысяч человек.
— Машиностроение формирует не менее 20% всего промышленного производства республики.
— Минский тракторный завод входит в восьмерку крупнейших мировых производителей колесных тракторов.

Как резюмировал белорусский лидер, ключевой задачей с самого начала было сохранение промышленного наследия: «Это и „БелАЗ“, и „МАЗ“, и „Интеграл“, и могилевские лифты. Все то, на что сегодня просто ажиотажный спрос. А тогда все это надо было спасать».

Больше интересных статей здесь: Экономика.

Источник статьи: Как в союзной республике удалось не только сохранить машиностроение, но и вывести его на мировой уровень.