В ближайшие годы на развитие дорожной сети России планируются масштабные инвестиции. Согласно федеральному проекту «Развитие федеральной сети», в 2026 году на строительство, реконструкцию и капремонт дорог будет выделено более 773 миллиардов рублей. Эти расходы будут расти: в 2027 году они составят почти 924,5 миллиарда, а к 2028 году достигнут 1,238 триллиона рублей. Как отмечает президент ассоциации «Грузавтотранс» Владимир Матягин, это не единственный источник финансирования дорожной отрасли, что подчеркивает стратегическую важность инфраструктуры для страны.
1. Ключевые транспортные проекты
Среди наиболее значимых и перспективных инициатив эксперты выделяют несколько. Во-первых, это автодорожная часть международного коридора «Север–Юг», который призван ускорить грузопоток между Россией, Азербайджаном, Ираном и Индией. Во-вторых, активно строится федеральная трасса М-12 «Восток», которая соединит Москву и Тюмень, проходя через ключевые города, такие как Казань и Екатеринбург. Также ведутся работы по созданию дорог, связывающих Ленинградскую область и Белоруссию.
2. Вызовы и проблемы дорожного строительства
Несмотря на внушительные бюджеты, отрасль сталкивается с серьезными трудностями. Главный вопрос — эффективный контроль за освоением выделяемых средств. В последние годы были случаи арестов чиновников, пытавшихся похитить бюджетные деньги в автодорожном секторе.
Существуют различные схемы нарушений. Например, подрядчики могут сознательно занижать параметры строительства, экономя на материалах. Даже незначительное, на первый взгляд, отклонение, вроде недостающих 10 сантиметров покрытия, в масштабах всей трассы оборачивается многомиллионными хищениями. Распространены и посреднические махинации с созданием фирм-прокладок, а также недобросовестная работа с перевозчиками, которым зачастую не выплачивают деньги за доставку стройматериалов.
Отдельная проблема — систематические перегрузки самосвалов, которые перевозят щебень и песок. Превышение нормы на 3–4 тонны позволяет недобросовестным участникам процесса экономить, но при этом разрушает уже существующие дороги, создавая порочный круг.
3. Пути решения и усиление контроля
Для борьбы с нарушениями Владимир Матягин предлагает сместить фокус ответственности. Санкции и штрафы за разрушение дорог и перевозки с перегрузом должны в первую очередь налагаться на грузополучателей — заказчиков, которые получают государственное финансирование. Государство может обязать такие компании прописывать в контрактах строгое соблюдение законодательства по весу и габаритам грузовиков. Это создаст дополнительные гарантии и повысит порядок на стройплощадках. В целом, ключом к успеху является обеспечение равных для всех условий и неукоснительное исполнение законов.
4. Стратегическая важность дорог Сибири и Дальнего Востока
Особое значение имеют транспортные проекты в восточных регионах России. Сибирь и Дальний Восток обладают колоссальными запасами полезных ископаемых и огромным промышленным потенциалом. Однако без развитой сети автомобильных дорог этот потенциал не может быть реализован в полной мере, так как железнодорожный транспорт не всегда способен решить все инфраструктурные задачи.
Качественные дороги — это не только экономика, но и туризм. Успешный пример — трассы М-4 «Дон» до Новороссийска и А-289 до Крыма, которые сделали поездки на курорты значительно удобнее для жителей центральной России. Если строящуюся М-12 «Восток» продлить до дальневосточных регионов, включая Камчатку, это откроет новые возможности для внутреннего туризма по всей стране.
Развитие дорог автоматически влечет за собой развитие сопутствующей инфраструктуры: заправок, гостиниц, сервисных центров, что дает импульс экономике регионов.
Однако сегодня в восточных регионах сохраняются серьезные проблемы. Например, федеральная трасса «Колыма» в Магаданской области весной во время паводков становится труднопроходимой из-за грунтового основания. Между Магаданом и многими городами Якутии до сих пор нет надежных круглогодичных автомобильных дорог, что сдерживает развитие этих территорий.
Обратите внимание: Проблема крайней нищеты в России решена❓ Новости на 29.10.2020.
Больше интересных статей здесь: Экономика.
Источник статьи: Надежные дороги в Сибири и на Дальнем Востоке крайне необходимы не только для туризма.