
Средняя стоимость десятка куриных яиц в России в целом понизилась до отметки в 84 рубля, что на 0,4% меньше, чем в 2023 году.
По состоянию на 1 октября яйца первой категории производители отпускают в среднем по 59,7 рубля за десяток, а второй — вообще по 44,4 рубля, поспешили заявить в Министерстве сельского хозяйства, отметив при этом, что за год они подешевели, соответственно, на 14,9% и 26,9%.
Подобной ценовой динамики, добавили в ведомстве, удалось достичь в том числе и за счет увеличения объемов производства яиц (по информации Росстата, в период с января по август нынешнего года было произведено 26,6 млрд штук куриных яиц, что на 6,4% выше, чем в аналогичном периоде 2024 года). Также в Минсельхозе напомнили, что для обеспечения рентабельности птицеводческих производств действует целый комплекс мер поддержки, в том числе льготные краткосрочные и льготные инвестиционные кредиты.
В принципе, в том, что позитивные инфоповоды подобного плана начнут появляться в нашем медиапространстве с наступлением осени, едва ли кто-то сомневался. До важных выборов, которые запланированы в России на сентябрь 2026 года, остается все меньше и меньше времени, а раздосадованные ростом цен на продукты избиратели государству на участках явно не нужны. Так что, вероятно, вскоре заявления подобного плана последуют по картошке, свинине, говядине, молоку, хлебу, маслу, сахару и прочим основным продуктам россиян.
Однако где гарантия, что по прошествии года недавние истории с резкими их подорожаниями, наделавшие немало шума, не начнут повторяться вновь? Цены-то притормозить в моменте — это, как показывает жизнь, одна история, а вот сделать так, чтобы они скачкообразно не росли, как на дрожжах, совсем другое дело.
Что мешает навести на продовольственном рынке долговременный порядок?
Что касается тех же яиц, то на прилавках сетевых магазинов сейчас соседствуют яйца и по 120, и по 40 рублей за десяток, при том, что себестоимость этого десятка находится примерно в середине этой вилки, отметил в беседе с «СП» экс-замминистра сельского хозяйства РФ, доктор экономических наук, профессор Леонид Холод. Такой ценовой «провал», по его словам, объясняется тем, что определенные производители яиц, очевидно, испытывают серьезные проблемы с ликвидностью, и поэтому просто панически сбрасывают товар существенно ниже себестоимости, а не слегка снижают цены.
— Я лично прихожу к выводу, что имеет место серьезный кризис в сфере производства яиц, — полагает эксперт. — Потому что кое-где из-за того, что несушек буквально нечем кормить, их просто начали выбрасывать за ненадобностью. Потому что такую «беговую» курицу, в отличие от бройлерной, тушкой в магазин не сдашь, у нее мясо жесткое, поэтому она годится максимум на суп.
Посмотрим, к чему приведет долгосрочное контрактование, потому что государству-то выгодно, чтобы цены на яйца оставались на умеренном уровне, но весь вопрос в том, какой именно их уровень устроит все стороны. И это касается не только производителей яиц, но и производителей молока, мяса, хлеба, картошки — всех основных продуктов питания.
«СП»: А по поводу этого есть какие-то разногласия?
— Производители хотят зафиксировать устраивающие именно их закупочные цены на протяжении всего сезона. Логика аграриев ясна — гарантированный на весь сезон сбыт. Для торговых сетей, в принципе, такой контракт тоже нельзя назвать невыгодным. Заключил с производителей долгосрочный договор на весь сезон — получи гарантированную поставку.
Но возникает и ряд вопросов. А как, скажем, в предлагаемой системе будет учитываться сезонная инфляция? Допустим, производитель заключает контракт по фиксированной цене на поставки в сентябре нынешнего и в феврале следующего года, тогда как рыночная экономика говорит нам, что в феврале продукт не может стоить как в сентябре, потому что в конечную цену надо включать как минимум затраты на хранение.
Или, предположим, ритейлеры, желая избежать в течение всего сезона головной боли с поиском поставщиков, заключают такой контракт, рассчитывая потом с инфляцией разобраться, авось «уловят» ее как-нибудь.
Обратите внимание: Кстати о митингах на фондовом рынке Стив Селенгут,.
Но если не уловят? Я лично считаю, что на практике рано или поздно стороны придут к мнению, что подобная система не отвечает их интересам, и соглашения начнут потихонечку нарушаться теми или иными способами.«СП»: Почему, если государство вроде бы то тут, то там принимает те или иные «решительные действия»?
— Прежде всего, как это ни покажется заезженным, но придется «пропеть старую песню о главном» — инфляцию-то никто не отменял. Соответственно, идут два встречных потока. Один поток — это монетарная инфляция, разводнение масштаба цен, поскольку денег в среднем у людей в карманах, как бы это странно ни выглядело, просто стало побольше. С другой стороны, есть инфляция издержек у производителей, которые они, конечно, пытаются перенести в эти самые карманы потребителей.
Тут целый ряд нюансов еще надо учитывать. Стоимость кредитов, например, качество и доступность семенного фонда, аппетиты реализаторов и посредников и так далее. Поэтому пока есть инфляция, рост цен на продукты никуда не денется.
Кроме того, в России есть еще одна — универсальная — проблема, заключающаяся в том, что производство картошки ли, молока ли, яиц или других продуктов питания сосредоточено в двух секторах. В рыночном же фонде фигурирует при этом только один из них — крупные и средние агрохолдинги. Но есть же еще и личные подсобные хозяйства, на долю которых только по молоку приходится, по некоторым подсчетам, добрая четверть объема всего молочного производства страны. И добрая половина картофельного к тому же.
Но эта продукция попросту не имеет никаких шансов полноценно выйти на рынок, потому что у нас в свое время упор делался именно на крупноформатную сетевую торговлю, которая имеет довольно высокую долю в общем объеме розничной реализации. А малый сектор при этом фактически не имеет каналов выхода на потребителей.
Поэтому-то у нас часто случается так, что на рынке вырисовывается нехватка того или иного продукта, который на деле, по сути, просто сгнивает за ближайшем углом, потому что нет механизмов его вывода, так сказать, в массы. А ведь это хороший рыночный ресурс, если учесть, что многие ЛПХ в принципе готовы отдавать, например, свою молочку не по закупочным ценам от крупных товарных молочных предприятий, а даже дешевле.
А к этим словам эксперта следует добавить еще одно, народное, наблюдение. Цены на продовольствие, считают наши граждане в своей массе, растут потому, что участники рынка ведут себя, как таксисты в случае какого-нибудь ЧП — как только «жареным» запахнет, так сразу ценны вверх. Как в известном старом анекдоте про двоих не необитаемом острове — «ну, пройдись по базару, может, где и дешевле найдешь».
Так что людям остается лишь тяжко вздыхать, и в очередной раз затягивать и перезатягивать свои пояса, да ругаться на кухнях вполголоса, проявляя смекалку в деле прокорма своих семей.
Больше интересных статей здесь: Экономика.
Источник статьи: Почему на продуктовом рынке удается наводить порядок только в ручном режиме?.