Доведенные до отчаяния некоторые российские аграрии готовы бросить деятельность всей своей жизни

В начале октября, в условиях начинающейся местами зимы, можно делать первые выводы о ситуации, в которой оказались российские фермеры в прошедшем летнем сезоне.

В этом году бед у них стало больше, чем обычно. К проблемам низких закупочных цен, к дефициту рабочих рук и к давлению непосильных кредитов добавились особо опасные вредители.

Юг России, например, может остаться вовсе без лука. Причина, по словам аграриев, это луковый трипс, с которым уже не справляются современные агротехнические средства и ядохимикаты. «Урожайность очень низкая, все фактически засохло на корню. Причем проблема не только у нас — клиенты приезжали, жаловались, что и в Астрахани лука нет, и в Ростове.

В этом году трипс оказался сильнее нас, мы не смогли его победить. То, что мы покупаем, не работает, несмотря на бешеные финансовые и временные затраты", — сокрушаются фермеры Волгоградской области.

И добавляют, что средства для борьбы с трипсом из-за границы нынче уже не завозятся, а отечественных просто не существует. Кроме того, в этом году сложно оказалось найти подходящие гербициды, и пестициды.

Некоторые специалисты говорят, что от ядовитого трипса спасают только китайские препараты на основе запрещенного дуста.

Фермеры в Омской области решают прежде всего традиционные проблемы: как сделать так, чтобы доходы все же оказались выше расходов, несмотря на все неблагоприятные условия для фермерства. И нашли выход в условиях низких российских цен на сельскохозяйственные культуры.

Они отправят собранные горох, пшеницу и масличный лен в Китай. Это единственный на сегодня способ заработать. «В России рынок зерна мертвый — оно никому не нужно. Но цены падают и на другие культуры», — говорит представитель одного из крепких хозяйств.

В Челябинской области фермеры столкнулись с дороговизной и дефицитом топлива, которое удивительным образом постоянно дорожает на фоне снижения цен на зерно. «Солярка резко подорожала, за неделю — примерно на 10−12 тысяч за тонну. Бензовоз стал стоить 85,6 тысячи», — сообщил фермер Денис Шумских.

Ранее «Свободная пресса» рассказывала о ярком выступлении этого руководителя хозяйства на Межрегиональной агропромышленной конференции. Только, увы, ничего принципиально не изменилось для фермеров после того выступления.

В Башкирии фермеры тоже стонут. «Уборка урожая стала бессмысленной, себестоимость зерна выше закупочной цены», — говорят они. И рассказывают, что третий класс пшеницы можно сдать лишь по 9 рублей за килограмм, фуражной — ещё дешевле. При этом себестоимость производства — 15 рублей.

Власти республики уверяют, что поддерживают селян субсидиями. Но фермеры утверждают, что даже при наличии субсидий и льготных кредитов трудно выйти в плюс.

Низкие закупочные цены на зерно, рост цен на ГСМ и запчасти, нехватка рабочих рук и элеваторов — список проблем фермеров в России можно долго перечислять.

Корреспондент «Свободной Прессы» на условиях анонимности поговорил с уральским фермером, который принял радикальное для себя решение, хотя еще год назад у него теплилась надежда на лучшее.

«СП»: Говорят, в этом году опять низкие цены на продукцию фермеров. Приводят данные, что тонну зерна покупают по цене от 8500 до 12 000 рублей. Хотя четыре года назад пшеница стоила 15 тысяч рублей.

— 8500 — это еще хорошая цена для пшеницы в этом году.

«СП»: Но вы, кажется, от пшеницы отказались?

— Да, у нас в этом году только ячмень, но он идет еще дешевле, по 7 000 рублей. Ну и кроме этого горохом занимаемся.

«СП»: В России продаете или за границу?

— Везде пробуем. Раньше хотя бы Казахстан нас выручал. А сейчас и туда наши машины не пропускают. Похоже, придется с фермерством завязывать.

«СП»: Вы серьезно? Еще в начале года вы, помнится, говорили, что при всех проблемах не бросите свое дело.

— А что остается делать? Нас просто вынуждают к этому. Душа ревет, 33 года отдал фермерству. Дело всей жизни.

«СП»: Я вас понимаю, конечно. Из-за низких цен на сельскохозяйственную продукцию с долгами, наверное, по кредитам трудно расплатиться.

— Ну конечно. За комбайн еще несколько сот тысяч рублей остаемся должны банку. Мало того, налоговая инспекция весной незаконно сняла у нас деньги со счета.

Сперва счет заблокировала, потом сняла деньги. Мы доказали, что это было сделано незаконно. Теперь бьемся, чтобы деньги вернули.

Обратите внимание: 29 лет Жизни в Буржуйской Капиталистической системе сделали своё дело..

Пишем письма. Пока безрезультатно.

«СП»: Власти регионов постоянно говорят, что помогают фермерам льготными кредитами…

— На самом деле власти помогают крупнейшим хозяйствам. Фермерам достаются крохи, и то в лучшем случае.

Я говорил на эту тему со многими на уровне района и области — министрами, заместителями министров. Толку нет.

«СП»: То есть ситуация в самом деле безвыходная?

— Нас просто ломают. Все рушат. Недавно еще и администрация давить стала с арендными платежами за землю. Мы их должны вносить раз в квартал. А мы очередной платеж пропустили, потому что с банками рассчитывались по кредитам. Когда рассчитались, денег не осталось совсем.

Объясняем администрации, что в ноябре после продажи урожая погасим долги. Они говорят, что не намерены так долго ждать. И готовы подать в суд, чтобы землю у нас забрать. Ну что нам остается? Пусть забирают тогда.

«СП»: Хотят отдать вашу землю какому-то крупному агрохолдингу?

— Не знаю. Может быть. Если найдутся такие желающие. У меня нет слов. Наши чиновники — это как оккупанты во власти у нас.

«СП»: Оккупанты?

— А как их еще назвать? Власть от людей должна быть. А этой власти люди не верят. Я кого ни спрошу, никто и на выборы не ходит у нас голосовать. За счет бюджетников все голоса только и были на выборах в сентябре.

«СП»: Если закроете фермерское хозяйство, чем займетесь?

— Да чем угодно! Мы не пропадем. Мне, конечно, лет уже много. О детях больше беспокоюсь. Но я и сейчас сам могу и водителем работать, и на погрузчике, и токарем, и кузнецом. Я все умею делать. И детей так же научил. Но обидно, что Родина пропадает. А для меня Родина не пустой звук.

Больше интересных статей здесь: Экономика.

Источник статьи: Доведенные до отчаяния некоторые российские аграрии готовы бросить деятельность всей своей жизни.