Потолок цен на АЗС: риск дефицита или путь к стабильности?

Для стабилизации цен на бензин предлагается ввести законодательный потолок стоимости топлива на заправках. С такой инициативой выступил Национальный автомобильный союз (НАС). Его президент, Антон Шапарин, предлагает закрепить формулу, согласно которой цена не должна превышать среднюю по региону в соответствующий день 2024 года, увеличенную на уровень накопленной инфляции.

По мнению Шапарина, некоторые сети АЗС намеренно завышают цены сверх инфляционного уровня, рассчитывая избежать проверок или успешно обосновать рост перед регуляторами. «Именно поэтому есть смысл в разработке единой, прозрачной и понятной для всех участников рынка нормативной базы по регулированию цен на АЗС», — заявил он.

1. Экспертное мнение: путь к дефициту?

Однако эксперты смотрят на эту инициативу скептически. Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков считает, что прямое законодательное ограничение розничных цен — это прямой путь к дефициту топлива.

Юшков поясняет, что долгое время удавалось сдерживать рост цен на бензин и дизель в рамках инфляции, но в 2024 году по бензину это сделать не получилось. В текущем году рост цен на дизель составил около 4%, а на бензин — около 10%, при официальной инфляции около 8%. При этом прежняя установка «держать цены в пределах инфляции» была негласным экономическим ориентиром, а не законом.

Главная проблема предложения НАС, по мнению эксперта, в том, что контроль устанавливается только на розничном сегменте. При этом оптовая цена на бирже может свободно расти. В результате независимые АЗС окажутся в ловушке: им придется покупать топливо по высоким рыночным ценам, а продавать — по искусственно заниженной, согласно формуле. Это сделает их работу нерентабельной.

2. Риск монополизации рынка

В таких условиях независимые сети, вероятно, просто перестанут закупать топливо, что уже эпизодически происходит в некоторых регионах. Их уход с рынка резко повысит риск монопольных сговоров и дальнейшего роста цен, что вызовет еще большее раздражение у автолюбителей.

Возникает вопрос: существуют ли другие, более эффективные меры сдерживания цен?

Обратите внимание: Новая методика расчёта МРОТ и способы снижения бедности.

3. Альтернативные решения и бюджетные ограничения

Эксперт Юшков указывает, что воздействовать нужно на оптовый сегмент. Правительство действительно имеет в своем арсенале действенные инструменты. Например, можно снизить акцизы на бензин и дизель — это сразу отразится на ценах на всех АЗС. Другой вариант — увеличить выплаты нефтяным компаниям по демпферному механизму, что также приведет к удешевлению топлива.

Однако ключевая проблема всех этих мер заключается в их влиянии на федеральный бюджет. Любое снижение цен, не связанное с сокращением объемов, требует либо увеличения расходов (выплаты демпфера), либо сокращения доходов (снижение акцизов). В условиях дефицитного бюджета, усугубленного текущей геополитической ситуацией, правительство вряд ли пойдет на такие радикальные шаги, по крайней мере, в ближайшей перспективе.

4. Прогноз на будущее

По оценкам эксперта, тенденция к росту цен на бензин выше уровня инфляции сохранится. Резкого скачка не ожидается, но и десятипроцентным ростом с начала года дело, вероятно, не ограничится. Более неприятным сюрпризом может стать ускорение роста цен на дизельное топливо. Поскольку его цена пока отстает от инфляции, нефтеперерабатывающие заводы могут компенсировать свои затраты за счет его подорожания. Государство, предвидя это, уже обнулило акциз на зимний дизель, но эффективность этой меры еще предстоит оценить.

Больше интересных статей здесь: Экономика.

Источник статьи: Эффективные механизмы снижения стоимости топлива есть, но все упирается в наполняемость бюджета.