
В октябре правительство России приняло решение обнулить 5-процентную пошлину на импорт нефтепродуктов, включая бензин и дизельное топливо, из третьих стран. Это заявление сделал вице-премьер Александр Новак. Данный шаг формально открывает экономическим операторам доступ к зарубежным поставкам, хотя существующая инфраструктура в стране исторически ориентирована на экспорт, а не на ввоз топлива.
1. Общественная реакция и спекуляции
Новость вызвала оживленную дискуссию в социальных сетях и Telegram-каналах. Многие пользователи с иронией отмечали парадокс ситуации: страна, обладающая крупнейшими в мире запасами нефти, вынуждена рассматривать импорт бензина. Некоторые сравнили это с импортом продуктов питания, задаваясь вопросом о реальном состоянии нефтеперерабатывающей отрасли. Автолюбители выразили опасения по поводу возможного качества импортного топлива и его происхождения.
2. Откуда ждать поставок?
По мнению эксперта Фонда национальной энергетической безопасности Игоря Юшкова, география импорта может быть довольно широкой. На Дальний Восток, традиционно испытывающий дефицит, топливо может поступить из Китая, где из-за электрификации транспорта образуются излишки. Также вероятными поставщиками могут стать Южная Корея, Япония и другие страны Азии. Для западных регионов России ключевыми партнерами могут выступить Белоруссия (уже поставляющая топливо), Турция и Азербайджан. Отмечается, что сотрудничество с Белоруссией взаимовыгодно: Россия может поставлять туда нефть для переработки и забирать готовые нефтепродукты.
3. Качество топлива и цена для потребителя
Эксперт успокоил потребителей, заявив, что качество топлива из указанных стран соответствует нормам. Даже в случае гипотетического смягчения экологических стандартов (например, до «Евро-3») рядовой водитель разницы не заметит, но рынок получит дополнительные объемы. Что касается цен, то резкого скачка не ожидается. Государство планирует распространить механизм демпфера (компенсации разницы между внешней и внутренней ценой) и на импортное топливо. Однако, в отличие от внутреннего производства, где выплаты финансируются за счет налогов нефтяных компаний, в случае с импортом это будут прямые бюджетные расходы.
4. Главный повод для беспокойства
Настоящую тревогу, по мнению Юшкова, вызывают не планы по импорту, а заявление главы Минэнерго о том, что на рынок начали поступать запасы из хранилищ нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ). Это может косвенно указывать на то, что текущее ежесуточное производство бензина уже не покрывает потребление, и отрасль вынуждена использовать стратегические резервы.
5. Реален ли дефицит?
Официальная статистика с детализацией по видам топлива не публикуется, что порождает множество спекуляций. Например, в некоторых источниках фигурирует цифра дефицита в 600 тысяч тонн бензина в месяц, но проверить ее достоверность невозможно. Известно, что в августе общие объемы нефтепереработки снизились, и сентябрь, вероятно, покажет аналогичную динамику. Частично это связано с последствиями ударов по НПЗ, но многие поврежденные предприятия уже восстанавливают работу.
Эксперт считает, что разговоры об импорте и разрешении на использование присадок — это скорее превентивные меры на будущее, а не признак катастрофического дефицита сегодня. Потоки импортного топлива на рынке пока не наблюдаются, что говорит об отсутствии острой нехватки. Тем не менее, риск возникновения проблем сохраняется, особенно в контексте необходимости усиления защиты нефтеперерабатывающих мощностей.
Обратите внимание: Глава Минэнерго Турции заявил, что в стране открывается газовый рынок со своими ценами.
Последние новости о рынке нефти, газа, а также стоимости бензина и дизеля, — в теме «Свободной Прессы».
Больше интересных статей здесь: Экономика.
Источник статьи: Реплики руководства Минэнерго наводят на тревожные размышления.