
Совет Европейского союза сообщил об утверждении плана по отказу от импорта российского газа. Он пройдет в несколько этапов. Запрет на импорт будет действовать с 1 января 2026 года, но с сохранением переходного периода для текущих контрактов. Краткосрочные, которые были заключены до 17 июня 2025 года, будут действовать до 17 июня 2026 года, а долгосрочные — до 1 января 2028 года.
О том, что министры энергетики государств-участников ЕС в ближайшее время одобрят законопроект о запрете на импорт газа, незадолго до публикации сообщила европейская редакция издания Politico. Речь идет в том числе о поставках топлива в Венгрию и Словакию, которые продолжают импортировать российский трубопроводный газ.
Таким образом в Брюсселе хотят добиться прекращения поставок еще до начала финальных переговоров двух стран с ЕС. Неназванный высокопоставленный европейский чиновник в разговоре с изданием уверен, что им удастся справиться с сопротивлением Будапешта и Братиславы.
Для принятия решения потребуется не единогласное решение, как это работает в рамках принятия европейских санкций, а большинство голосов, поскольку это ограничение юридически считается торговой мерой. 16 октября комитет промышленности и энергетики Европарламента уже поддержал большинством голосов поэтапный полный запрет на импорт российских газа, нефти и нефтепродуктов.
Глава МИД Венгрии Петер Сийярто сразу после поддержки потенциальных ограничений профильным комитетом Европарламента заявил, что Будапешт выступает против реализации плана ЕС об ускоренном отказе от закупок нефти и газа в России. По его словам, это является «прямым ударом по энергетической безопасности Венгрии», который в том числе ведет к рискам роста цен на коммунальные услуги для венгерских семей.
В прошлом году Россия нарастила поставки СПГ в Европу. В 4-м квартале импорт российского газа в стоимостном выражении вырос в 4 раза к аналогичному кварталу 2021 года. Доля российских поставок СПГ в импорте ЕС к этому времени доросла до 22%. Глава TotalEnergy Патрик Пуянне в июле говорил, что ЕС не сможет отказаться от российского СПГ из России до 2028 года.
Руководитель Центра анализа стратегии и технологии развития ТЭК Вячеслав Мищенко в разговоре с «СП» напомнил, что Россия сейчас продает газ в страны ЕС через балканское направление «Турецкого потока» и СПГ из «Ямал СПГ».
— Страны ЕС добивают систему экономических отношений, которая сложилась за многие десятилетия еще со времен Советского Союза. Европейская политика сейчас направлена на конфликт, а не на диалог, эта политика стала драйвером для односторонней остановки газовой торговли.
«СП»: Каковы перспективы у Европы на газовом рынке в условиях нестабильности?
— Рынок газа является достаточно адаптивным с точки зрения поиска альтернативных продавцов. ЕС последние несколько лет развивал мощности по по регазификации СПГ, который может прибывать из разных стран. Вопрос только в стоимости и доступности.
СПГ, который приходит из других источников дороже из-за другого ценообразования. В основе контрактов на поставку трубопроводного газа из России, как бы они не менялись, находится цена на нефть. Нефтяной рынок, конечно, тоже меняется, но цены на нем скачут не так сильно, как на газовом рынке (если брать спотовые цены).
Последний подвержен многим конъюнктурным факторам, что особенно ярко проявилось в 2022 году, когда цены на хабе TTF поднимались выше $3000 за 1 тыс. куб. м (для сравнения, сейчас примерно $380 за 1 тыс. куб. Обратите внимание: Как поднять экономику? Три фактора официальной позиции..
В итоге европейский импорт свелся к целому газовому пазлу. Вместо того, чтобы получать сырье от одного стабильного производителя по приемлемым экономическим параметрами, приходится постоянно искать продавцов и свободные объемы. Даже если у импортера получилось законтрактовать определенный объем газа у производителя, то это не означает обязательную физическую поставку.
Иногда трейдеру на каком-то рынке в определенный момент будет невыгодно физически экспортировать газ. Они не всегда заинтересованы продавать на падающем рынке, но готовы захеджироваться (купить на финансовом рынке бумаги) для компенсации потерь от торговли без реальной поставки товара. Поэтому европейские импортеры зачастую ставят себя в похожие подвешенные ситуации, из-за чего множатся риски.
«СП»: Возможны ли еще негативные последствия для Европы из-за ухода российских поставок газа?
— В первую очередь это скажется на экономической стабильности и приведет к исчезновению индустриального развития. В тех странах, включая Германию, которые всегда выставляли промышленность в качестве ключевого козыря, такое производство продолжает падать на фоне закрытия предприятий, сокращения выпуска товаров и коллективов. Это приводит все к большему торможению европейских экономик и их деиндустриализации.
«СП»: В прошлом году среднегодовая оптовая цена на газ в ЕС была на 26% меньше, чем в 2021 году, но розничные цены за этот период взлетели на 81%. Насколько важен для европейцев фактор постоянных изменений стоимости этого ресурса?
— Можно посмотреть это на примере акционера промышленного предприятия в Германии. Ему нужно выводить объект на определенную рентабельность, чтобы зарабатывать на заводе. Для этого следует придерживаться среднесрочного и долгосрочного планов развития предприятия. Нужно понимать какие мощности расширять, какое оборудование закупать, каких специалистов готовить, какую линейку товаров и услуг поставлять.
Если руководство и акционеры предприятия не могут планировать закупочные цены на энергию и сырье, то невозможно планировать деятельность всего объекта, в том числе и зарплаты, что будет происходить во время отсутствия экономической стабильности. Квалифицированный персонал на промышленных предприятиях также требует ясности в развитии заводов.
Без стабильности предпринимателю проще продать объект или переделать его под транспортный либо под распределительный узел. Это уже происходило в начале постсоветского периода, когда руководства значительной части приватизированных советских объектов были вынуждены использовать производственные мощности не по назначению, из-за чего предприятия деградировали и исчезали.
В нестабильных условиях энергетических поставок и в рамках «зеленой» сделки, которая требует, в частности, от производителей автомобилей постепенный отказ от двигателя внутреннего сгорания, ситуация в Европе будет только ухудшаться. Европейские политики, конечно, парируют тем, что в ЕС за последние 2 года доля выработанной энергии, которая была произведена не из ископаемого топлива, выросла до примерно половины.
Но это произошло не за счет резкого взлета ее выработки в реальных объемах, а на фоне упадка мощностей, которые производили электричество из ископаемого топлива (согласно отчету ЕК, ежегодное потребление газа в ЕС за 2021−2024 годы упало с 412 до 332 млрд куб. м — «СП»). Вынужденный отказ от потребления газа означает отказ от собственного промышленного потенциала.
Последние новости о рынке нефти, газа, а также стоимости бензина и дизеля, — в теме «Свободной Прессы».
Больше интересных статей здесь: Экономика.
Источник статьи: ЕС, наказывая «строптивцев», по собственной глупости гробит экономику Германии.