На зеленую энергетику делать ставку бессмысленно, пока не научимся управлять погодой

Мир вступил в эпоху перенастройки мировых энергетических связей вместе с возникновением новых центров экономического развития и переключением логистики энергоресурсов в сторону Глобального Юга, заявил президент Владимир Путинна пленарном заседании форума «Российская энергетическая неделя».

По данным главы государства, российская энергосистема остается одной из крупнейших в мире с установленной мощностью почти 270 ГВт. Однако Путин обратил внимание, что «у нас отмечаются локальные дефициты электроэнергии, прежде всего в районах, где строятся крупные индустриальные, транспортные, логистические проекты».

Соответственно проблемы придется решать более гибко, с помощью нормативных новаций, управления спросом на электроэнергию и механизмов поддержки отрасли. Это позволит обновить парк генерирующего оборудования в том числе за счет ввода в строй новых электростанций.

С начала 2020 года по апрель 2025 года в России было запущено 9 новых электростанций мощностью более 100 МВт каждая. Их общая установленная мощность превышает 3 ГВт. Речь идет в том числе о Совгаванской ТЭЦ в Хабаровском крае, Приморской ТЭС в Калининградской области и вводе в эксплуатацию второго блока Ленинградской АЭС-2.

По подсчетам Системного оператора Единой энергетической системы, за 2020−2024 годы общая установленная мощность электростанций выросла с 246,3 до 269,1 ГВт. В прошлом году было выведено 1,35 ГВт неэффективного и устаревшего генерирующего оборудования, а введено в эксплуатацию чуть больше — 1,74 ГВт.

С 2020 года структура отрасли по источникам энергии во многом не поменялась. Доля ТЭС в выработке (к началу 2025 года достигла 1,196 трлн кВт-ч) энергии всеми российскими электростанциями подросла с 62,92% до 63,26%, доля АЭС немного сократилась — с 19,32% до 18,02%. Доля ГЭС практически идентична — 17,61% и 17,73% соответственно.

Доли ветряных и солнечных электростанций подросли с 0,03% и 0,12% до 0,73% и 0,25%. Причем доля в структуре установленной мощности у российской «зеленой» энергетики выше — 2,5%, но фактически они вырабатывают только менее 1% от всей российской энергетики.

Несмотря на сравнительно небольшие масштабы электростанций нового типа, российские компании продолжают наращивать ввод в эксплуатацию «зеленой» энергетики. Например, к сентябрю прошлого года «Русгидро» запустила 5 автоматизированных гибридных энергокомплексов (АГЭК) в Якутии и Камчатском крае общей мощностью 5,4 МВт.

К тому времени общая мощность электростанций, которые используют возобновляемые источники энергии (ВИЭ), в регионах достигло 30 МВт, что только в 3 раза меньше мощности дизельных.

Заместитель гендиректора Института национальной энергетики, главный редактор «ИнфоТЭК» Александр Фролов в разговоре с «СП» обратил внимание, что установленная мощность электростанций в целом по стране значительно превышает потребление при пиковом спросе в районе 170−180 ГВт.

— Номинально, если исходить из средних показателей, у нас не может быть дефицита электроэнергии. В результате проведенных реформ с конца 2000-х годов долгое время наблюдался даже слишком избыточный профицит электросетевых мощностей.

Он возник из-за того, что развитие сектора учитывало заявки на грядущее потребление. В середине 2000-х годов прогнозы экономического роста России оказались несколько завышенными по отношению к реальным результатам, учитывая экономические кризисы 2008−2009, 2014−2016, 2020 годов. Темпы роста ВВП и развития промышленности оказались ниже темпов прироста электрических мощностей.

«СП»: Соотносится ли профицит с проблемой локальных дефицитом энергии?

— Средние значения по стране дают нам только общую картину. Избыток мощностей в России распределен неровно, учитывая сезонную неравномерность потребления электроэнергии в некоторых регионах и нарастающий дефицит в других субъектах.

К примеру, Юг России потребляет намного больше электроэнергии летом из-за разных факторов, включая возрастающие туристические потоки и жары.

Обратите внимание: Цб повысил ключевую ставку - что это значит для простых людей?.

На Дальнем Востоке, исходя из прогнозного спроса, необходимо уже сейчас решать проблему с наличием электрогенерации, без которой будет невозможно полноценно развивать экономику регионов.

Одним из наиболее стремительных центров роста спроса на электроэнергию является Московский регион (столица и Подмосковье), который потребляет примерно 10−11% (125 млрд кВт-ч ежегодно) от всей электрической энергии. Установленная мощность московских электростанций (12 ГВт) значительно ниже пикового потребления в зимнее время в 18−19 ГВт.

Проблема решается за счет прокладывания и транспортировки энергии из профицитных регионов, в том числе из северо-западной части России. Этот вариант можно было бы масштабировать и на другие регионы, которые сталкиваются с дефицитом в пиковое потребление. Южные субъекты в силу погодных условий зачастую не могут получать электроэнергию у соседних регионов, потому что потребление летом у них тоже высокое.

«СП»: Как у нас развивается «зеленая» энергетика?

— Доля ВИЭ в России растет. В южных регионах мощность ветряных электростанций составляет около 2 ГВт, но при жаркой погоде ветер может дуть крайне слабо или вообще никак.

То есть заставить такие электростанции производить больше энергии невозможно, все будет зависеть от ветра. 2 ГВт АЭС, 2 ГВт газовой и угольной генерации и 2 ГВт ветряной и солнечной генерации будут фактически разными с точки зрения выработки при одинаковой номинальной мощности. Поэтому лучше больше вкладывать в электрогенерацию, которая не будет зависеть от погодных условий.

«СП»: Есть ли в России проблема потери энергии при передаче потребителю?

— Она наблюдается во всех странах. Призывать повышать энергоэффективность можно, но все российские компании этим уже и так занимаются, вкладывая в этот сектор средства. В России дела с электроэнергией обстоят достаточно хорошо в сравнении с большинством стран в мире. Можно вспомнить тот же беспрецедентный коллапс энергосистемы в Техасе в феврале 2021 года.

Безусловно развитие электроэнергии в России должно исходить в том числе из ожиданий потенциальных энергетических кризисов, чтобы во время их наступления население и предприятия могли нормально работать.

На момент распада Советского Союза на территории РСФСР было порядка 213 ГВт мощности по генерации электроэнергии, соответственно рост за все эти годы составил примерно 42 ГВт. Но значительная доля электростанций все еще возрастная, и их придется обновлять. В России уже в 2016 году потребление превысило показатели 1990 года, значит электростанций придется делать все больше.

«СП»: Что известно об импортозамещении в энергетике, учитывается ли оно в стратегиях развития?

— Да, с этим в России все в порядке. К примеру, «Газпром энергохолдинг» недавно объявил о запуске собственного производства лопаток, которые используются в газотурбинном оборудовании. У нас ведется и производство турбин, которые пока не слишком мощные, но это тоже заметный шаг вперед.

В энергетических стратегиях жизненно необходимое для энергетики оборудование, которое необходимо производить, также перечислено. Поэтому в этой сфере у нас есть не просто понимание, но конкретное направление для инвестиций, которые стимулируются государством. Вопросы возникают разве что к динамике этого процесса, но всегда лучше делать хоть что-то, чем не делать вовсе.

Больше интересных статей здесь: Экономика.

Источник статьи: На зеленую энергетику делать ставку бессмысленно, пока не научимся управлять погодой.