Ради сохранения высоких барышей продажи могут «притормозиться», несмотря на обещания Росрыболовства

Красная икра и рыба к Новому Году могут подешеветь.

Такое оптимистичное мнение высказал на полях международного рыбопромышленного форума руководитель Росрыболовства Илья Шестаков. Он отметил, что путина 2025 года была очень хорошей, так что выловленной рыбы (и, соответственно, икры) хватит и для внутреннего рынка, и еще на экспорт кое-что останется.

«Чем больше предложение, тем ниже цена — должно быть так в рыночной экономике. Будем надеяться, что так и будет», — заключил он, отметив, что и красная рыба, и красная икра являются в России одним из самых главных символов традиционного новогоднего застолья.

Путина-2025, похоже, и в самом деле оказалась неплохой. По информации научно- практического издания для руководителей и специалистов агропромышленного комплекса «Аквакультура», по состоянию на 14 сентября общий улов тихоокеанских лососей составил 326,8 тысячи тонн. Одна только Камчатка наловила 258 тысяч тонн рыбы, тогда как путина-2024 продемонстрировала худшие за последние 29 лет итоги — всего-то 235 тысяч тонн.

Однако употребленная Ильей Шестаковым фраза «будем надеяться, что так и будет» наводит на мысль, что как будет дело с ценами на рыбу и икру в преддверии Нового Года, одному богу известно. То есть деликатес может подешеветь, а может ведь и не подешеветь?

— С одной стороны, законы рыночной экономики вроде бы неумолимы. Так что если предложение большое, а спрос стабильный или отстает от предложения, то цена падает, и мимо этого никак не пролезешь, — отметил в беседе с «СП» экс-замминистра сельского хозяйства РФ, доктор экономических наук Леонид Холод.

— Но так будет, если на рынке не примутся как-то искусственно ограничивать это самое предложение. В теории может случится всякое. Например, может произойти монопольный сговор самих производителей красной икры и рыбы. Гипотетически я могу как-то предположить, что когда цена действительно начнет снижаться, то производители, недовольные уменьшением своих доходов, предложат друг другу, к примеру, торговать помедленнее, придерживая этот товар на складах. А то, неровен час, вообще излишки рыбы повыкидывают. На Дальнем Востоке, судя по репортажам, которые мне время от времени попадаются на глаза, такое случается.

Так что вслед за главой Росрыболовства остается только повторить — действительно, будем надеяться, что законы рынка в данном случае не окажутся сбиты какими-то недобросовестными намерениями хозяйствующих субъектов.

«СП»: А грядущее повышение НДС на 2% не может обернуться неприятным фокусом с удорожанием красной икры наперекор законам рынка? На днях, отмечая, что базовая и годовая инфляции в России стали демонстрировать тенденцию к росту, экономист Никита Масленников не исключил, что уже набирающий силу «эффект ожидания» игроков рынка от этой меры мог сыграть здесь определенную роль.

— Насколько я понимаю, повышение НДС — это грядущая мера. Поэтому вряд ли она способна негативно повлиять на стоимость икры в рознице в этом году. Хотя и допускаю, что в ожидании этого «радостного» события некоторые тороговцы уже начали поднимать цены на свою продукцию прямо сейчас.

Но надо понимать, что эти повышенные цены неизбежно упрутся в покупательский спрос на фоне того, что предложение в данном случае обещает быть большим. Так что, на мой взгляд, едва ли такую штуку получится заранее провернуть нашим рыбопроизводителям.

Однако стоит отметить, когда в потребительские цены окажутся «зашиты» эти самые 2%, причем по всей цепочке поставок сразу, то это станет серьезным ценообразующим фактором само по себе.

«СП»: Из-за того, что эта логистическая цепочка в отношении красной икры большая и долгая?

— Понимаете, для каждого продукта в принципе существует собственная логистика. Для картошки, допустим, она одна. И в конечной стоимости продукта в процентном соотношении доля ее довольно велика.

Для дорогих продуктов, включая красную икру, логистика другая. И в процентном своем соотношении она не оказывает настолько большого влияния на величину конечных потребительских цен. Так что чисто из-за логистики, я думаю, подскока цен на икру ни в два раза, ни на 30%, ни на какую-то другую ощутимую величину не произойдет. Хотя сама по себе логистика для дальневосточной рыбной продукции довольно-таки дорогая.

«СП»: Кстати, о потребительских ценах на красную икру. По сведениям, например, Росстата, в минувшем сентябре они уже опустились ниже 9,5 тысячи рублей за килограмм. Причем многими СМИ особо подчеркивается, что это «произошло впервые с декабря 2024 года», когда килограмм в рознице уходил в среднем за 9,2 тысячи.

Обратите внимание: "Чего ждать россиянам" Могут ли "Навальные" санкции привести к проблемам экономики в 2021 году?.

Но даже если в нынешнем предновогодии красная икра по причине ее изобилия будет стоить столько же, такие цены все равно нельзя назвать «сущими копейками» для большинства рядовых россиян.

— Для рядового потребителя цены на красную икру, безусловно, высоки. Даже если считать килограмм по 9 тысяч рублей, сколько, получается, встанет стандартная 95-граммовая баночка? А потребитель и без того сейчас в очень большом напряжении, мягко говоря, целые супермаркеты закрываются, не говоря уже о маленьких торговых точках, потому что потоки покупателей иссякают.

Красная икра, конечно, не продукт первой необходимости. Да и есть россияне, которые в принципе ее не едят никогда. Однако все равно это дорого. Себестоимость производства икры даже в 7 000 рублей — это нонсенс. Даже с учетом того, что ее приходится с Дальнего Востока везти до центральных регионов. Да, путь неблизкий, но искра-то везется либо в соленом виде, либо в консервированном, и поэтому нет необходимости в использовании дорогих рефрижераторов для заморозки перед долгой дорогой. Тем более что есть еще один источник получения красной икры, кроме вылова дикого лосося в северных и восточных морях — рыбозаводы.

Тут, я думаю, в первую очередь претензии нужно предъявлять к поставщикам. Которые сначала отбивают свои затраты, а потом приплюсовывают к ним возможную прибыль, размеры которой целиком зависят от их желания.

Такое желание заработать, вероятно, строится по принципу «ну это же деликатес, вы же понимаете». Я не думаю, что себестоимость этой несчастной маленькой баночки обходится в без малого 1 000 рублей.

Здесь имеет место быть своеобразный, я бы сказал, торговый «налог на деликатесность», который в России уже давно детально отыгран с осетриной. Даже если какой-то продукт просто пахнет осетром, то всё, это уже деликатес, который просто должен стоить дорого, что называется, по умолчанию, хотя в состав могут входить совсем другие ингредиенты.

«СП»: Это, наверное, играет на руку всякого рода мошенникам, впаривающим людям на ярмарках железные баночки «от производителя» по «акции» 3 штуки за 500 рублей?

— Конечно. Если есть спрос на какой-либо товар, от икры до алкоголя, тем более под большой праздник, вокруг него всегда вьются жулики разного калибра, маржу-то ведь большую можно на этом сделать.

С икрой чаще всего бывает так, что людям предлагают не подделку чистой воды, а некий контрфактный продукт. То есть в баночках вполне может оказаться и натуральная икра, только неучтенная. Выловленная там же, что и учтенная, даже засоленная по большей части нормально, не такой уж сложный этот технологический процесс, и закатанная в банку.

«СП»: Однако есть ведь на рынке и откровенные махинаторы, которые вместо «неучтенки» хотят впарить россиянам откровенный суррогат. Можете ли вы в преддверии Нового Года освежить в памяти наших читателей, на что надо обращать внимание при выборе икры, чтобы не нарваться на подделку?

— Во-первых, красная икра лососевых пород может быть рыбьей или не рыбьей. Это можно достаточно достоверно определить по вкусу при дегустации. Если она не рыбья, вкус может быть очень неприятный, консистенция странная.

Если икра окажется рыбьей, то вполне может статься, что использовалось некачественное сырье. Допустим, недозревшее или перезревшее. Тут все зависит от времени вылова рыбы. В первом случае икра может быть очень жесткой, во втором случае она может быть «сопливой» на вид, расползаться.

Сырье может оказаться некачественным также из-за технологических нарушений в процессе производства. Например, икра может быть горькой из-за того, что в нее добавили запрещенного из-за своей ядовитости уротропина (Е-239).

Также по цвету икры можно сделать вывод, не перемороженная ли она. Тут должны насторожить псивые, блеклые оттенки красного и откровенно желтый цвет содержимого банки. Значит, либо сама икра изначально использовалась плохая, либо банки хранили с нарушением технологии.

Больше интересных статей здесь: Экономика.

Источник статьи: Ради сохранения высоких барышей продажи могут «притормозиться», несмотря на обещания Росрыболовства.