
Финансовое положение многих российских регионов вызывает серьезную озабоченность. Ярким примером служит Челябинская область, где в Законодательное собрание внесен проект бюджета на 2026 год с дефицитом, превышающим 60 миллиардов рублей. Эта ситуация не уникальна — по всей стране в 2025 году расходы региональных бюджетов начали опережать доходы, что вынуждает власти идти на непопулярные меры: сокращать выплаты контрактникам, участвующим в СВО, урезать надбавки учителям и оптимизировать другие статьи расходов. Падение доходов зафиксировано более чем в половине субъектов Федерации.
1. Анализ ситуации в Уральском федеральном округе
Экспертное мнение о положении дел в регионах УрФО предоставила профессор МГУ, главный научный сотрудник Центра анализа доходов и уровня жизни НИУ ВШЭ Наталья Зубаревич в интервью «Свободной Прессе».
Доходная часть бюджетов: Ситуация в УрФО неоднородна. Самый значительный провал по доходам наблюдается в Тюменской области (-12%) и на Ямале (-7%), что было ожидаемо. Более оптимистичная картина в Свердловской (+10%) и Курганской (+8%) областях. Челябинская область показала скромный рост в 2%, что ниже среднероссийского показателя (6%).
Ключевой проблемой для большинства регионов округа стало резкое падение поступлений налога на прибыль. Лидерами по снижению стали Тюменская область (-29%), Ямало-Ненецкий автономный округ (-27%), Челябинская область (-25%) и Ханты-Мансийский автономный округ (-18%). Лишь Курганская область смогла увеличить поступления по этой статье.
Компенсировать падение должен был налог на доходы физических лиц (НДФЛ), который является основным для регионов. В целом по стране его поступления выросли почти на 13%. На Урале лучшие показатели у Курганской (+20%) и Свердловской (+18%) областей. В нефтегазовых регионах, таких как ЯНАО, рост составил лишь 6%, что объясняется заморозкой зарплат в ключевых отраслях.
2. Структура расходов и растущий дисбаланс
Пока доходы регионов в среднем выросли на 6%, расходы увеличились на 16%, что создает очевидный дисбаланс. В УрФО лидером по росту расходов стала Свердловская область (+24%). Курганская область увеличила траты на 18%. Единственным регионом, сократившим расходы (на 1%), оказалась Тюменская область.
Регионы активно тратят средства на так называемую «национальную экономику» — поддержку агросектора, транспорта и отдельных отраслей. Здесь выделяется Свердловская область с ростом расходов на 29% при среднероссийском показателе в 20%. ХМАО увеличил эти траты на 21%. В то же время Тюменская область, напротив, сократила их на треть, а Челябинская — на 9%, что говорит об оптимизации инфраструктурных расходов.
Вторым направлением для экономии стало жилищно-коммунальное хозяйство. Интересно, что некоторые регионы, несмотря на нехватку средств, увеличили расходы на ЖКХ. Причина — новые правила: половину бюджетных кредитов, взятых у федерального центра, можно не возвращать, если они были направлены именно на сферу ЖКХ. Этим, в частности, воспользовалась Челябинская область. Рекордсменом по росту расходов на коммунальный комплекс в УрФО стал ХМАО (+66%), что, вероятно, связано с масштабным ремонтом сетей.
3. Социальные обязательства: главная статья расходов
Государство старается не сокращать, а как минимум индексировать на уровень инфляции социальные расходы, которые остаются самой крупной статьей региональных бюджетов.
- Образование: Средний рост по стране — почти 13%. В УрФО больше всех тратит на образование Свердловская область (+20%).
- Здравоохранение: По России расходы выросли на 11%. Феноменальный рост продемонстрировала Курганская область (+39%), вероятно, за счет капитального строительства и ремонта больниц. При этом Ямал, напротив, сократил эти траты на 10%.
- Социальная защита: Это направление показало самую высокую динамику. На Урале лидерами стали Свердловская (+39%) и Челябинская (+35%) области. В структуре соцзащиты резко выросли расходы на социальное обеспечение, то есть прямые выплаты населению. По России рост составил 28%, а в Свердловской области — 66%, в Челябинской — 51%. Основными драйверами стали выплаты, связанные с СВО (контрактный найм, поддержка семей участников), а также меры по поддержке деторождения.
4. Дефицит и надежды на федеральный центр
По итогам восьми месяцев 2025 года профицит бюджета в УрФО сохранили только Курганская область (+5%) и ХМАО (+1%). У остальных — дефицит. Наиболее сложная ситуация в Тюменской области (дефицит 19%), на Ямале (11%) и в Челябинской области (10%). Похожая картина и по стране: 49 субъектов Федерации завершают год с дефицитом бюджета.
Для покрытия кассовых разрывов и выполнения обязательств перед бюджетниками регионы вынуждены брать дорогие коммерческие кредиты. При этом они надеются на повторение сценария 2013–2015 годов, когда федеральный центр рефинансировал их долги банкам, предоставив бюджетные кредиты под символическую ставку 0,1%. Однако пока объем федеральных трансфертов для регионов УрФО в целом сократился на 1%. Частично ситуацию может смягчить программа прощения половины бюджетных кредитов, направленных на ЖКХ.
Перспективы помощи из федерального бюджета в 2026 году остаются туманными и будут зависеть от ключевых макроэкономических показателей: уровня инфляции (влияет на НДС), динамики зарплат (определяет поступления НДФЛ) и нефтегазовых доходов. Особенно высокая степень неопределенности — у Челябинской области, чья экономика сильно зависит от черной металлургии, переживающей не лучшие времена.
Обратите внимание: Выкачивание финансовых ресурсов из российских регионов.
Другие материалы Уральского Федерального округа читайте в разделе СП-Урал
Больше интересных статей здесь: Экономика.
Источник статьи: Расходы регионов сильно превышают доходы. Ждут помощь от Москвы.