В Госдуме прошло рассмотрение «Основных направлений единой денежно-кредитной политики на 2026 год и на период 2027—2028 годов» (далее «Основные направления ДКП»).
Сначала несколько слов о самом документе. В нём ЦБ объясняет свои подходы к проведению денежно-кредитной политики. Эти подходы иллюстрируются на нескольких сценариях развития экономической ситуации на ближайшие три года, и для каждого регулятор описывает, как он будет действовать в указанных условиях, чтобы вернуть инфляцию к цели.
Набор сценариев всегда включает базовый прогноз, вероятность которого ЦБ рассматривает как максимальную. Регулятор обновляет и публикует свой базовый прогноз (макропрогноз) четыре раза в год — на опорных заседаниях в феврале, апреле, июле и октябре. Макропрогноз, сформированный по итогам октябрьского заседания, включается в «Основные направления ДКП» в качестве базового сценария.
На основе базового формируются альтернативные сценарии, с другими предположениями относительно внешних для ЦБ экономических параметров (таких как динамика мировой экономики, российская бюджетная политика, интенсивность санкций
В последние годы набор альтернативных сценариев всегда один и тот же — дезинфляционный, проинфляционный и рисковый. В рисковом собираются одновременно все негативные для России факторы, которые только можно себе представить (мировая рецессия плюс ужесточение санкций), и регулятор показывает, как даже в этих условиях он в разумные сроки приведет инфляцию к цели 4%.
В нынешнем году октябрьское заседание ЦБ прошло в пятницу, 24-го, а финальный вариант «Основных направлений ДКП» с обновленными сценариями был внесен в Госдуму 27 октября, то есть всего за три дня до финального рассмотрения «Основных направлений ДКП» на пленарном заседании, которое состоялось 30-го. Непонятно, зачем потребовалось назначать рассмотрение документа на столь раннюю дату и тем самым фактически лишать парламентариев возможности внимательно ознакомиться с финальным вариантом документа.
Правда, до этого у депутатов на руках был предварительный вариант «Основных направлений ДКП», который публикуется в сентябре. Но в нем базовый прогноз и сценарии всегда заведомо устаревшие, поскольку они сформированы по итогам июльского заседания, а в нынешних условиях за два месяца очень многое может измениться. Так было в прошлом году, и та же ситуация повторилась сейчас.
Когда был опубликован сентябрьский вариант «Основных направлений ДКП», мы не стали давать о нем материал, поскольку уже тогда было совершенно очевидно, что все прогнозы и сценарии, описанные в этом документе, к моменту его публикации успели потерять актуальность.
Дело в том, что в сентябре ситуация с инфляцией выглядела гораздо тревожнее, чем в июле. На момент июльского заседания ЦБ победа над инфляцией казалась фактически свершившимся фактом. Однако значительный рост кредитования в третьем квартале (произошедший в результате запуска цикла снижения ключевой ставки в июне и особенно из-за ее снижения сразу на 2 процентных пункта в июле) заставил регулятора стать осторожнее. «Свободная Пресса» подробно писала об этом по итогам сентябрьского заседания.
В сентябре базовый прогноз не обновлялся, поэтому было очевидно, что его значительный пересмотр произойдет на октябрьском заседании регулятора. Более того, уже после сентябрьского заседания мы узнали про ускорение (с учетом сезонности) текущих темпов инфляции — месячных по итогам сентября и недельных в октябре (что было вполне ожидаемо — с ускорением кредитования). Кроме того, было объявлено о повышении НДС и расширении круга его плательщиков. Все это еще раз подтвердило, что «ястребиный» пересмотр траектории ключевой ставки (КС) на заседании 24 октября неизбежен и что он будет весьма значительным.
Так и произошло. На октябрьском заседании регулятора в базовом сценарии прогноз годовой инфляции за 2026 год был пересмотрен с твердых 4% до диапазона 4−5%. Таким образом, ЦБ признал, что достижение цели по инфляции отложено еще на один год. Основная причина — повышение НДС, но дело не только в нем. Есть и другие факторы — в частности, упомянутый выше рост темпов кредитования: в обновленном базовом прогнозе они ожидаются более высокими, чем было в июльском варианте.
Как неизбежное следствие повышения прогноза по инфляции, сдвинута вверх и прогнозная траектория ключевой ставки. Теперь в базовом сценарии среднее значение КС на 2026 год ожидается в диапазоне 13−15% (в прежнем варианте было 12−13%), а в проинфляционном и рисковом сценариях — еще больше: 16−18% и 17,5−19,5% соответственно.
Это значит, что в базовом сценарии предполагается, что цикл снижения КС продолжится, но будет идти очень медленно, и к концу 2026 года можно ожидать ставку на уровне 12−14%. А если мы окажемся в условиях проинфляционного или рискового сценария, то не исключено и повышение КС — до 20% или даже сверх того.
Кстати, одна из тем, которые поднимались депутатами при обсуждении «Основных направлений ДКП», — формат прогноза по ставке. Сейчас, как мы только что видели, ЦБ дает прогноз в виде диапазона средней КС за год. Такой формат удобен для Минфина, поскольку так удобнее оценивать расходы по обязательствам, зависящим от КС. Это расходы на обслуживание гособлигаций с плавающим купоном (флоатеров) и расходы на компенсации банкам по льготным кредитам (в первую очередь, по льготной ипотеке).
Однако для реального бизнеса такой подход неудобен. Руководителям предприятий для планирования деятельности более важно знать, какой уровень ставки ожидать на ту или иную дату в будущем. Поэтому и приходится финансовым отделам предприятий на базе прогноза ЦБ по диапазону средней КС высчитывать, каким может быть ее значение на конец года.
К этой теме в своем выступлении от фракции КПРФ привлек внимание первый заместитель председателя думского Комитета по финансовому рынку Вадим Кумин. Он предложил взять пример с американской ФРС и большинства мировых центробанков и давать прогноз ставки на дату в будущем — на конец года, а еще лучше — чаще. Тогда политика ЦБ будет более понятной и предсказуемой не только для специалистов-аналитиков, изучающих материалы ЦБ вдоль и поперек, но и для финансовых директоров предприятий реального сектора, у которых нет времени и возможностей для изучения всего массива материалов, публикуемых регулятором.
На наш взгляд, это очень правильное предложение. Надеемся, что ЦБ в будущем учтет данное пожелание.
Авторская версия статьи
Последние новости о банках, банковских картах, сбережениях и финансовых рынках, — в теме «Свободной Прессы».
Больше интересных статей здесь: Экономика.
Источник статьи: Чем объясняется осторожность ЦБ.